Как определить, есть ли у вашего ребенка дислексия. Симптомы и лечение дислексии у детей Дислексия у детей и методы ее устранения

Дислексия – это понятие, объединяющее в себе нарушение способности к чтению. Оно может быть врожденным (часто такие проблемы носят семейный характер, передаваясь из поколения в поколение) или приобретенным. Это состояние в младшем возрасте часто сопутствует психическим заболеваниям или задержкам умственного развития и очень сильно влияет на успеваемость в школе. Первые признаки этого нарушения начинают проявляться у дошколят при обучении чтению, письму или счету.

Точной статистики по дислексикам не ведется, но, по мнению врачей, от этого процесса страдают от 5 до 10% детей, которые не имеют проблем с интеллектом, и около 20% страдающих от задержки речевого и психического развития. Мальчики страдают чаще от этого нарушения, чем девочки.

Классификация

Общее понятие «дислексия» включает в себя несколько ее разновидностей. В зависимости от механизма развития этого состояния различают следующие его виды:

  • оптическая дислексия – отличается нарушением зрительного восприятия букв, которое приводит к трудностям с запоминанием и различием внешне похожих букв;
  • фонематическая дислексия – проявляется изменением восприятия фонем (минимальных звуковых единиц), при которой возникают трудности с определением последовательности звуков, их количества и места в слове;
  • мнестическая дислексия – возникает при снижении речевой памяти, при ней у ребенка нет связи между внешним видом буквы и относящемуся к ней звуку. Она проявляется плохим запоминанием букв, заменой их при прочтении слов на другие;
  • семантическая дислексия(механическое чтение) – характеризуется тем, что ребенок технически читает хорошо, но не может воспринять и пересказать смысл слов;
  • аграмматическая дислексия – проявляется у детей с выраженной задержкой речевого развития и характеризуется неправильным согласованием окончаний слов в словосочетаниях.

Данная классификация позволяет врачам более точно описать имеющиеся проблемы с обучением и определить методы для воздействия на них.

Причины

Точно указать на факторы, вызывающие развитие таких нарушений, пока нельзя. У врачей существуют различные мнения по поводу причин дислексии у детей. Согласно данным современной медицины к ним можно отнести:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные повреждения в следствие гипоксии, инфекций, приема матерью алкоголя или токсических веществ, отслойке плаценты;
  • детские инфекции: краснуха, герпес, паротит, ветряная оспа;
  • травмы головы;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение нормального развития у детей при дефиците общения (в домах малютки, больницах, при социально неблагополучных родителях);
  • раннее и интенсивное обучение чтению.

Эти факторы могут влиять как на зрительное и слуховое восприятие слов и звуков, так и на дальнейшее нарушение слияния звуков в слоги, слова, предложения. Они изменяют не только способность к чтению, но и в дальнейшем могут мешать как письменному, так и устному общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Симптоматика

Проявления признаков дислексии у детей могут проявляться уже на уровне средней группы детского сада. У таких малышей часто возникают трудности с запоминанием цифр, цветов, букв. Трудности может вызвать заучивание стишков, так как нарушение восприятия может проявиться в проблемах с чувством рифмы.

Такие дети переставляют слова местами в песнях и стихах, меняют местами слоги в произносимых словах, путают окончания. Кроме того, дислексия у детей младшего возраста может проявляться малым количеством употребляемых в речи слов, неправильным их употреблением, отсутствием в разговоре сложных предложений. Перечисленные признаки должны настораживать родителей и давать повод для обращения к логопеду.

У школьников младших классов проявление любых форм дислексии часто приводит к появлению типичных для этого заболевания ошибок: заменой букв в словах, перестановкой слогов, зеркальным чтением, большом количестве ошибок при письме со слов или книги. Часто им сопутствует низкий уровень развития мелкой моторики. Эти признаки часто влияют на скорость письма и технику чтения, что может вызвать насмешки остальных детей и нежелание посещать школу. Симптомы дислексии у детей школьного возраста часто становятся причиной низкой успеваемости.

Проявления этого состояния возможны и в более взрослом возрасте. В этом случае люди могут терять уже имеющиеся навыки чтения, счета или письма. Это может быть связано с травмами, инфекциями головного мозга или нарушениями его кровообращения.

Внимание! Только врач после качественного обследования может поставить диагноз «дислексия» и выбрать методы коррекции этого состояния.

Диагностика

Для того, чтобы определить причину сложностей с обучением, нужно провести специальные тесты на дислексию. Этим занимается врач со специализацией логопеда либо невролога, в зависимости от проявлений. Специалист оценивает следующие показатели:

  • словарный запас;
  • развитие устной речи, письма, невербальных способов общения;
  • умение концентрировать внимание, делать логические выводы;
  • память.

После этого необходимы консультации окулиста и отоларинголога на наличие болезней, мешающих восприятию звуков и зрительных образов.

В качестве дополнительных исследований используются электроэнцефалография и эхоэнцефалография. С помощью этих методов выявляются объемные образования в головном мозге, увеличение внутричерепного давления, которые могут оказывать негативное действие на способность к обучению и даже вызвать опасные для здоровья и жизни ребенка последствия. Диагностика дислексии должна быть полной и проводиться компетентными докторами.

Лечение

Избавиться от дислексии не всегда удается полностью. Однако это не мешает детям с этой проблемой успешно развиваться и получать достаточный объем знаний в школе. Для этого часто используется методика Дейвиса по устранению дислексии. Она заключается в освоении ребенком сложных картинок или символов с помощью воображаемых образов. Такое решение проблемы позволяет детям быстрее наладить логические связи между последовательностью действий, слов в предложении. Этот метод коррекции дислексии достаточно эффективен для многих детей, которые имеют проблемы с психическим развитием.

При имеющихся нарушениях зрения и слуха параллельно с работой логопеда нужно проводить терапию, направленную на восстановление этих функций. Без этого лечение дислексии у детей может не оказать желаемого эффекта. При поражении головного мозга, вызывающем снижение способностей к обучению, требуется повышенное внимание неврологов с применением лекарственных средств, массажа, рефлексотерапии.

Нужно начинать лечить дислексию не допуская запущенного процесса и сильного отставания от сверстников. Чем раньше будут назначены коррекционные упражнения, тем больше вероятность успешного обучения в школе и получения достаточных навыков для дальнейшей учебы. Не всегда принимаемые меры могут полностью убрать имеющиеся сложности у ребенка, но в любом случае они смогут помочь ему наладить общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Важно! Для родителей таких школьников нужно донести до учителей информацию о том, что их ребенок имеет особенности восприятия информации.

Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу.

При этом ребёнок не способен:

  • быстро и правильно узнавать слова;
  • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
  • осваивать элементарные навыки правописания.

У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

Причины заболевания

Основная причина дислексии у детей - отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями.

В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

Симптомы детской дислексии

Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения.

При таком диагнозе ребёнок:

  • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
  • постоянно трёт глаза;
  • немного косит;
  • жалуется на головную боль после чтения;
  • подносит книгу очень близко к глазам;
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
  • быстро устаёт;
  • избегает чтения, домашних заданий;
  • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
  • пишет слова задом наперёд;
  • не укладывается в нормы техники чтения;
  • плохо пишет.

Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога.

Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

Методы лечения и коррекции

Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей - это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв.

Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

  1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
  2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
  3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия - «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат - потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Офтальмологом Рудольфом Берлином термин “дислексия” был введен в 1887 году, он использовал это понятие для обозначения интересного случая из практики, когда интеллектуально и физически здоровый мальчик испытывал определенные трудности в обучении чтению и письму. При этом во всех остальных областях деятельности ребенок показывал результаты, соответствующие его возрасту.

Этот термин обозначает частичное специфическое нарушение навыков к чтению при общей способности к обучению . Дислексия, как и дисграфия, у детей, требует лечения, а точнее – коррекции.

Симптомы дислексии

Данное заболевание имеет ряд характерных симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство. При совпадении симптомов необходимо предпринять меры, чтобы избавиться от этого расстройства.

Первые признаки:

  • Близкое расположение книги при чтении, при этом ребенок в процессе часто трет глаза. По какой-то причине при чтении закрывает один глаз.
  • Ребенок начинает быстро переутомляться.
  • Начинает капризничать и лениться, всеми возможными способами пытается избежать выполнения письменных работ или чтения;
  • Может читать книгу, повернув голову набок или так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  • При чтении пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  • Часто после чтения жалуется на сильную головную боль;
  • Ребенку становится трудно запоминать и воспроизводить различные геометрические фигуры;
  • Возникают сложности в написании слов – ребенок начинает писать слова задом наперед.
  • Для своего возраста у ребенка слабые навыки чтения.
  • При написании текста слова накладываются друг на друга, почерк становится плохим.

Любое заболевание нужно диагностировать как можно раньше, и дислексия не исключение. Для определения точного диагноза расстройства, требуется консультация специалиста.

Причина дислексии у ребенка

Мозговая дисфункция, сопровождающаяся биологическими или психологическими факторами, является основной причиной дислексии. При дислексии у ребенка отмечаются расстройство вербальной речи, сложности с написанием и пониманием письменной речи, что в дальнейшем может привести к проблемам с запоминанием.

Но это не означает, что причина появления расстройства является интеллектуальная или умственная неспособность у ребенка.

Причина возникновения лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении. Предугадать возникновение дислексии у ребенка просто невозможно, данное заболевание может иметь наследственный характер. Наличие в организме определенных генов влияет на появление этого расстройства.

Запись на консультацию

Классификация дислексии у детей:

Тип дислексии В чем выражается
семантическая При этом типе дислексии ребенку сложно понимать прочитанные тексты, понимать смысл отдельных предложений. Ему трудно пересказать прочитанный текст и еще сложнее уловить суть текста. В связи с этим, у ребенка нарушается мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
оптическая У ребенка появляются сложности в написании сходных графических букв, например -Д-Л, В-З, так и состоящие из одинаковых элементов, но с различным расположением в пространстве (Г - Т, Ь - Р).
фонематическая При этой форме дисграфии у детей появляется недоразвитие функций фонематической системы, проявляется неспособность различать звуки, отличающие между собой по смыслоразличительному признаку. Например, «пила-липа, голод-холод»
мнестическая У ребенка при этой форме дислексии нарушается слухоречевая память. Нарушается связь между зрительным образом написания буквы, звучанием буквы и произношением.
аграмматическая Обнаруживается при не сформировании речевого аппарата. Происходит затруднение в склонении слов, появляются ошибки при произношении окончаний слов.

Диагностика дислексии

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Это отклонение проявляется в стойкой неспособности освоить слогослияние, чтение слов и, следовательно, непониманием прочитанного материала. Как определить дислексию у детей? Данная особенность выражается в том, что ребенок может менять буквы местами, добавлять или пропускать буквы и слоги, искажать звучание слов и не различать на слух отдельные и близкие по звучанию звуки “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. У детей дислексия вызывает ряд серьезных трудностей не только в изучении языка (ребенок очень неохотно выполняет задания по русскому языку), но и, как следствие, в общей системе обучения и межличностных взаимоотношений.

Диагностировать дислексию возможно в возрасте 6-7 лет . По статистике оно знакомо 5-12% всех людей и вызвано снижением мозговой активности определенной зоны левого полушария. Неврологическая природа заболевания требует определенных усилий и терпения в вопросе коррекции дислексии и преодоления трудностей в обучении, вызванных этим отклонением.

Может возникнуть закономерный вопрос – а как определить наличие дислексии у взрослых? Кому-то это может показаться удивительным, но данная проблема проявляется абсолютно одинаково у всех возрастных групп. Многие взрослые, страдающие дислексией, просто пережили те года, когда ситуация была наиболее очевидной. Тем не менее, без должного внимания даже в солидном возрасте могут наблюдаться проблемы с чтением. Зачастую случается так, что до определенного момента человек мало занимался чтением, а после смены рода деятельности возникла острая необходимость в нем. Тогда взрослые и обращаются за коррекцией дислексии к специалистам.

Как лечить дислексию у ребенка?

Единственно верный и важный шаг при вопросе “как помочь при дислексии” – коррекция этого отклонения и применение современных программ и методик обучения без промедления. Это позволит максимально облегчить процесс освоения правил чтения и произношения. При исправлении такого нарушения лечение дислексии (и дисграфии) у детей должно производиться только в индивидуальном порядке и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Лечение включает в себя программы систематизированного обучения и направлено на формирование и развитие фонематических навыков, увеличение словарного запаса и беглость чтения, улучшение памяти и понимания прочитанного текста.

Если же к нам обращаются с проблемой взрослые, коррекция отклонения требует более сложной работы, ведь причины дисграфии и дислексии у взрослых могут крыться в глубоком детстве, как, например, травмы, осложнения при вирусных заболеваниях, ограничение подвижности в детстве, даже недостаток общения с ребенком впоследствии может привести к дислексии.

Лечение взрослых, также, может предполагать работу с нарушениями мозговой деятельности человека, ведь такой вид активности, как речь, – требует согласованной работы сразу нескольких участков мозга. Дислексики, возможно, продумывают фразы абсолютно верно, но произнося её, они могут терять слова “по пути”, от мозга к речевому аппарату, а человеку будет казаться, что он их сказал, например, проговорив “про себя”. Мы подходим к лечению дисграфии и дислексии у взрослых с точки зрения нейропсихологии.

Многие родители задают вопрос: “Как определить дислексию, какие центры в Москве занимаются вопросами дислексии и ее лечением, и какова стоимость коррекции дислексии у детей?” В центре педагогической диагностики “Итэль” проблеме речевого отклонения уделяется серьезное внимание. Поскольку дислексия у большинства детей вызвана нейробиологическим фактором, главной задачей родителей и педагогов будет помощь ребенку в успешном освоении навыков чтения. Наши методы коррекции дислексии наработаны годами и помогли уже многим людям, – как детям, так и взрослым.

Запись на консультацию

Коррекция дислексии у взрослых

С возрастом диагностировать и скорректировать расстройство «дислексия» намного сложнее, чем в раннем возрасте. Появляются определенные трудности с восприятием письменной и звуковой информации, ошибки в произношении различных слов, в связи с этим у человека появляется невнимательность и рассеянность, он начинает плохо запоминать слова. Определенная трудность появляется в планировании дня и организации своего времени. Тем не менее, коррекция возможна.

В целом, методы корректировки схожи с методами, которые применяются для детей – это разнообразные упражнения, которые выполняются под надзором специалиста. После нескольких сеансов взрослые могут продолжать делать упражнения уже самостоятельно.

Параллельно с этим рекомендуется принимать витамины, которые улучшают состояние нервной системы и хорошо влияют на работу мозга – витамины группы B и омега-3 жирные кислоты.
Самое главное во время корректировки для взрослых – это регулярно заниматься упражнениями, которые предложат вам специалисты, и следить за собой.

Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)

С раннего возраста рекомендуется заниматься специальными упражнениями с ребенком для освоения устной речи и письма. Профилактические занятия должны основываться на развивающих занятиях. Специализированные игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить образно и делать выводы основываясь на анализе. Примеры упражнений ниже:

Дидактические игры для ребенка

«Исправь ошибку»

Игра для развития фонематического восприятия, слухового внимания
Ребенку бросают мяч, говорят слово, при этом заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный.
Задача ребенка – поймать мяч и исправить слово.
«Найди букву»
Игра на развитие буквенных знаний, внимания и быстроту реакции.
Детям дается возможность помочь вымышленному герою найти как можно больше необходимых букв и зачеркнуть их.
«Найди звук»
Игра на развитие фонематического восприятия. Рисуется схема слова, логопед/родитель его зачитывает и называет звук, который ребенку необходимо найти и показать на схеме.

Благодаря дидактическим играм ребенок научится правильно и читать, и писать, ведь в раннем возрасте у детей память очень развита. Возможных упражнений может быть очень много, допускается поощрение ребенка за правильные ответы.

Для жителей районов ЗАО и ЮЗАО занятия проводятся по Ленинский проспект 64/2.

Время начала занятий: по предварительной записи .

Форма занятий: индивидуальная.

Коррекционные занятия по исправлению специфических отклонений и полному лечению дислексии у детей проводятся опытными специалистами-дефектологами, логопедами и другими специалистами, имеющими большой опыт работы и применяющими в своей работе передовые методики и новейшие развивающие программы.

  1. Автор: Гулжан
    08.05.2018 | 22:30

    Дд! Сколько стоит курс! Есть ли предварительно консультации для иностранных граждан. Мы из Казахстана. По времени сколько займёт курс? Сыну 10 лет дисграфия, СДВ

  2. Автор: itel
    07.06.2018 | 02:27

    Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

    В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

    Суть расстройства

    Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

    Причины дислексии

    Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

    • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
    • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
    • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
    • асфиксия плода;
    • преждевременные роды;
    • травмы головного мозга во время сложных родов;
    • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

    Симптомы и формы дислексии

    Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

    1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

    2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

    3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

    4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

    5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

    Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

    Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

    Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

    Способы коррекции дислексии

    В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

    Коррекция, проводимая логопедами

    1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

    2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

    3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

    4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

    5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

    Упражнения для коррекции дислексии

    Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

    1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

    2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

    3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

    4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

    5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

    6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

    7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

    8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

    9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

    10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

    11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

    12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

    Метод Дэвиса

    В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

    Этапы метода Дэвиса

    1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

    2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

    3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

    4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

    Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
    Берегите своих детей!

    Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

    Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту. Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности. С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

    Коррекция дислексии по типам нарушения

    Расстройства зрения

    Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем - испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

    Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

    Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

    Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

    Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

    Собственно дислексия (неспособность к обучению)

    Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.

    Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

    Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

    Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.

    Перспективы излечения дислексии

    При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают. Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление. Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

    Задать вопрос на форуме


    Мойему сынку 8 лет не четает не пишет цвета не разберает 1 класс трудом окончил корекцоный что делать кому как обратится мы из Казахстана горд Уральск малчик на казахском школе учился 1 класс есть где нибуд реядом Самаре или Оренбурге доктара хорошие помагите ждем ответа от вас

    Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

    Добрый день у моего сына проблема с чтением, концентрация внимания слабая я думаю что дислексия как помочь как коректировать я живу в Баку мне в Москву удобно приехать просто в какой центр обоатица

    Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в...

    Здравствуйте.Моей дочери 9 летОна читает медленно и некоторые слова не понимает нам грозят коррекционной школой но я не хочу ее туда переводить. не хочу ее туда переводить.можно ли помочь.мы ходим к...

    Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)