Семья и здоровье ребенка. Семья и здоровый образ жизни. Упражнение «Дом, в котором живет счастливая семья»

МОУ «Зашижемская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Влияние семьи на здоровье и формирование личности ребенка

Исследовательская работа

1.5. Материальное положение семьи …………………………10

2. Воспитательная роль семьи, особенности

внутрисемейных отношений …………………………………11

2.1. Типы внутрисемейных отношений ………………………..12

2.2. Типы отношений родителей и детей ………………………15

3. Стиль семейного воспитания и его влияние на здоровье

и становление личности. Следствие семейного воспитания……18

3.1. Родительский стиль воспитания и его влияние на

здоровье и формирование личности ………………………18

3.2. Следствие семейного воспитания …………………………20

III. Практические исследования, выявляющие возможности влияния

семейного воспитания на здоровье и формирование личности

ребенка в системе межличностных отношений.

Экспериментальная часть. …………………………….24

IV. Заключение………………………………………………………….26


Список используемой литературы………………………………............ .27

Введение.

В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.

На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.

.

Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.

Члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты, все они влияют на здоровье и развитие ребенка. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Тем не менее, традиционно главным институтом здоровья и воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность ().

Очень важно создать благоприятную семейную атмосферу и выбрать правильный стиль поведения родителей с ребенком, влияющий на здоровье ребенка и способствующий более успешным его развитию и умению адаптироваться в обществе.

Предметом исследования данной работы является наблюдение за здоровьем и поведением детей в возрасте 9-17 лет в системе межличностных отношений.

Цель работы - выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач :

- выявить факторы, влияющие на физическое развитие ребенка

- выявить влияние особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка;

- проанализировать влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребенка и степень его адаптации в системе межличностных отношений;

Для решения поставленных задач мною были проведены исследования на базе нашей школы. Исследование проводилось в виде рисуночного теста «Моя семья», диагностики Миллера «Лестница жизненных ценностей». Для получения более достоверной картины была взята выборка среди учащихся 4, 5, 7,и 11 классов по 14 человек от класса.

Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы: семейное воспитание, а именно: благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к улучшению здоровья ребенка.


II . Основная часть.

1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.

1.1. Роль социальных факторов в формировании физического

развития детей

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи .

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье . В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Ряд авторов отмечает влияние типа семьи на состояние здоровья детей. Так, по данным с соавторами (1998), заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.

По этому вопросу мной был проведен анкетный опрос учащихся 8-11 классов.

Результаты опроса:

Заболеваемость

Полная

семья

Неполная

семья

Дети без присмотра

Процент

Анализ зависимости уровня физического развития детей от возраста отца, показал, что у отцов моложе 35 лет большее число детей имели гармоничное развитие, чем у отцов старшего возраста.

Это связано с тем, что отцы уезжают за пределы республики, начинают употреблять алкоголь, не занимаются воспитанием детей.

Из социально-гигиенических факторов большое влияние на здоровье детей оказывает уровень образования родителей . Изучение (2001) влияния социально-гигиенических факторов условий жизни на физическое развитие детей, позволило установить наличие сильно выраженной корреляционной связи физического развития ребенка с уровнем образования и социальным положением родителей: чем ниже уровень образования родителей и социальное положение матери, тем больше удельный вес детей с низким уровнем физического развития. (2002) отмечает, что у матерей с высшим образованием число детей третьей группы здоровья меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования.

Как обстоит дело в нашей школе? Из числа опрошенных детей и родителей, из беседы с медицинскими работниками мы сделали следующий вывод.


Социально-гигиенические

Образование

Благосостояние

Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.

Из выше сказанного следует, что на физическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, существенное влияние оказывают социально-экономические условия. Оказалось, что наиболее важными являются семейное положение, возраст и уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.

1.2. Вредные привычки родителей как фактор риска

формирования нарушений развития у детей

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Максимальное влияние данного фактора отмечается на третьем году жизни ребенка. Наиболее изучено влияние алкоголя на развитие ребенка Скосыревой A. M. с соавт. (1981) и (ресурсы сети Интернет). Практически все дети, имеющие отца алкоголика, часто болели, отставали в развитии, имели врожденные изменения ЦНС. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют. У детей из семей, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, в условиях функциональных нагрузок чаще возникает напряжение и перенапряжение механизмов вегетативной

регуляции, указывающее на более низкие адаптационные возможности организма. (1999, ресурсы сети Интернет) отмечает, что лишь 63,5% детей, родители которых страдали хроническим алкоголизмом, имели гармоничное развитие, а частота хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений, выявленных при углубленном медицинском осмотре, оказалась в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия. Согласно результатам исследования, (1991, ресурсы сети Интернет) только 46,9% новорожденных детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные были с дефицитом массы тела. У новорожденных, родители которых страдают алкоголизмом, была выявлена тенденция ретардации и задержка развития двигательных функций. В дальнейшем происходило ухудшение физического развития детей.

1.3. Здоровье родителей

Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды. В семьях, где родители страдают хроническими заболеваниями, уровень заболеваемости детей острыми и хроническими заболеваниями соответственно в 2,2 и 2,6 раза выше, чем у детей, имеющих здоровых родителей. Кроме того, выявлена зависимость между очень частой заболеваемостью детей и большой массой ребенка при рождении. Согласно данным (2002), детей, относящихся к первой группе здоровья, больше у родителей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья; в то время как детей второй группы здоровья оказалось больше у матерей с отклонениями здоровья. Также было установлено, что у больных отцов достоверно больше детей, составляющих третью группу здоровья. По результатам исследований установлено, что наследственная отягощенность по отцу и отцовской линии служит фактором риска формирования соматической патологии у ребенка.

1.4.Влияние нежеланной беременности на последующее

Несмотря на малоизученность этой проблемы, имеются данные, что нежеланная беременность чаще, чем желанная, имеет неблагоприятные исходы. Врачи отмечают, что вероятность преждевременного окончания нежеланной беременности в 3,7 раза выше, а дети рождались с низкой массой тела в 2,3 раза чаще. Вместе с тем были выявлены различия в темпах внутриутробного развития, задержка которого в 1,6 раза чаще отмечалась при нежеланной беременности. Однако, установлено, что патология периода новорожденности почти с одинаковой частотой встречалась у детей и от желанной, и от нежеланной беременности. Наряду с тем, имеются сведения о выявлении перинатальной патологии у каждого второго ребенка, родившегося в результате нежеланной беременности и оставленного без родительской опеки с самого рождения.

Более того, при отрицательном отношении женщины к будущему ребенку происходит нарушение ее биохимического статуса, что влияет на плод и создает условия для будущих отклонений.

Вынашивание нежеланной беременности приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей, более 2/3 из которых и до родов, и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести. Недоношенность детей, в свою очередь, является фактором риска формирования задержки физического развития, что подтверждается результатами исследования (2002, ресурсы сети интернет). Было установлено, что у подростков, родившихся недоношенными, чаще встречается дефицит массы тела и реже высокий рост. Наблюдалось снижение функциональных возможностей организма: только половина из досрочно родившихся подростков имели средние показатели жизненной емкости легких, в то время как 22,9 % - ниже средних;

достоверно чаще регистрировалось низкое систолическое артериальное давление, чем у сверстников, родившихся доношенными. Отмечалось замедление физического и полового развития у старшеклассников, родившихся недоношенными.

Исследуя все стороны данного вопроса, я пришла к выводу, что нежеланная беременность не является независимым фактором и сочетается с рядом других: неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье, низкая медицинская активность родителей, возраст матери до 19 лет, вредные привычки родителей. Вследствие этого, дети

от нежеланной беременности и после рождения находятся в более неблагоприятных условиях, чем дети от желанной беременности, что, несомненно, накладывает отпечаток на их дальнейшее развитие.

1.5. Материальное положение семьи

В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми . Сложившаяся социально - экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями .

(2003) отмечает, что решающее влияние на развитие индивида оказывает ближайший ему социально-групповой, особенно семейный, образ жизни . В нашей школе случаев жестокого обращения с детьми нет.

Наблюдается невысокий процент

2. Воспитательная роль семьи и особенности внутрисемейных

отношений

Семья - это коллектив , играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.

Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора здоровья и воспитания. Положительное воздействие семьи на здоровье и личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать здоровым человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в здоровье и воспитании детей, сколько может сделать семья .

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения:

авторитет , руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обуслов­ленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры {национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание и здоровье детей.

Развитие ребенка может идти нормально лишь при достаточно бла­гоприятных взаимоотношениях , в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга, как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной сто­роны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы семья играла больше положительную роль, чем отрицательную.

2.1 Типы внутрисемейных отношений

Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и
дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;

Частыми причинами аномалий в воспитании детей является систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье ().

3. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.). Авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.

2.2. Типы отношений родителей и детей

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Оптимальный тип отношений родителей и детей;

Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей,
а дети делятся с ними своими мыслями;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними

(возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты,
и при этом скорее правы родители;

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для родителей и их детей, в результате чего дети приобретают ряд отрицательных свойств характера. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера и возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на здоровье ребенка.

Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту,

такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям родителей, стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с яичными интересами, потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет.

Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость , тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии, а следовательно, и на адаптации его в межличностных отношениях.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье , а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств то отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает.

В работах отмечается, что при построении успешных внутрисемейных отношений, скорее всего, будут уместны:

Умения сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи , совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

Поняв мир детских ощущений, переживаний, научившись управлять их развитием, родители получают единственно верный ключ к формированию здоровой полноценной личности в целом, поэтому так важно следить за поддержанием благоприятной атмосферы в семье.

3. Стиль семейного воспитания и его влияние на становление личности.

Следствия семейного воспитания.

3.1 Родительский стиль воспитания детей и его влияние на здоровье и

формирование личности ребенка.

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же в реальной жизни могут сочетаться черты разных родительских стилей.

Была выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей. Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми .

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Стили семейного воспитания:

Попустительский (гипоопека)

Гиперопека

Эмоциональная холодность

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил.

При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:

когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.

Сочетание эмоционально холодного, отвергающего отношения к
ребенку с высокой требовательностью и контролем, когда ситуация сильно
осложняется. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ребенок предоставлен
сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки,
любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному
внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо
чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стрем­
ление сделать кому-нибудь больно. Дети из таких семей редко относятся к
людям с доверием, испытывают трудности в общении, хотя часто жестоки,
имеют сильную потребность в любви.

Гипоопека (попустительский стиль) - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к формированию у ребенка как заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, пассивности, несамостоятельности, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости ъ первом случае и чрезмерной заносчивости - во втором.

Демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов с обществом.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды,

как говорил Цицерон. Это выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам, или подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

3.2. Следствие семейного воспитания.

Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают ок­ружающие люди.

Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. Начинает складываться самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию в обществе.

Если она правильная, т. е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной

(что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной са­мооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха.

Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается в делах, а в общении с людьми ведет себя высокомерно и заносчиво.

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже дети от 1.5 – 2 лет. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя.

Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не надо говорить ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться(). Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит о семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая (, 5, 24).

Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарят подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания (, 23, 28). "В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает (, 34, 39).

Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.

В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все более возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком.

Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.

Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит (.)

Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:

В общении возникают более или менее устойчивые представления

ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.

Правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда

окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем

развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это

происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где

родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.

IV . Практические исследования, выявляющие возможности влияния

семейного воспитания на здоровье и формирование личности

ребенка в системе межличностных отношений.

Экспериментальная часть.

В задачи нашего исследования входило выявление влияния особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка. Нами было проведено исследование: рисование в 5 классе средней общеобразовательной школы на тему «Моя семья» с последующим анализом рисунков. Цель: объектировать эмоциональные переживания и представления ребенка о семье.

Обращение к невербальной, рисуночной деятельности оправдано тем, что рисование в определенном возрасте является для ребенка одним из ведущих способов выражения и обобщения действительности, рисунок - модель его представления о мире.

Методика «Рисунок семьи» помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. «Рисунок семьи» относится к немногим методикам проективного класса, которую в силу относительной простоты можно применять в изучении семьи.

Сензитивный для рисуночного моделирования, по мнению психологов, возраст - от 3 до 10-11 лет. По мере взросления на первый план выступает абстрактное мышление и речь как ведущие способы отражения, рисуночная деятельность теряет свою непосредственность, а значит и адекватность выражения чувств и представлений ребенка. Использование данной методики наиболее оптимально в начале изучения внутрисемейной атмосферы.

Мы пытались предположить, учитывая все особенности каждого рисунка (как расположены родители по отношению друг к другу и к ребенку, есть ли под ногами почва, выражение лиц, окружение рисования семьи. Результаты оказались очень любопытными. Одни дети рисовали себя в центре, между родителями, под ногами у них чувствовалась реальная опора, светило солнышко, а люди улыбались.

Такая картина производит весьма благоприятное впечатление, и можно предположить, что такой тип семьи - демократический, где ребенку тепло и комфортно. Но были рисунки в полную противоположность первым: человечки висели в воздухе (знак неуверенности), ребенок оказывался ближе к какому-то одному родителю, не улыбающиеся или даже недовольные лица - ребенок, так олицетворявший свою семью, явно испытывает в ней дискомфорт. И были даже такие дети, которые, когда их попросили нарисовать свою семью, изображали то, как они гуляют во дворе, свою любимую кошку в домашнем интерьере и со спины сидящих перед телевизором родителей (см. приложения). Это явно говорит о преимуществе в такой семье попустительского стиля родительского поведения по отношению к ребенку и эмоционально холодных отношений.

Итак, проведя такое исследование, можно многое узнать о
внутрисемейной атмосфере каждого ребенка, о том, какой стиль родительского поведения присутствует в данной семье и как ощущает себя ребенок в такой семье. Тем самым мы получили практическое доказательство того, что ребенок всегда остро чувствует атмосферу в семье и отношение к нему родителей и соответствии с этим испытывает комфорт или, напротив, дискомфорт в семье с близкими людьми, а так же в обществе, что сказывается на степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

V . Заключение.

Целью нашей работы было выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.

Данная цель позволила решить следующие задачи:

- мы выявили факторы, влияющие на физическое развитие ребенка;

- определили влияние особенностей внутрисемейных отношений на

воспитываемого ребенка;

- проанализировали влияние стиля семейного воспитания на становление

личности ребенка и степень его адаптации в системе

межличностных отношений;

Ребенок - это маленький человек, нуждающийся в заботе, внимании, в поддержке и понимании. Мы убедилась, что взаимоотношения с ребенком должны строиться на любви, если же этого нет, все остальное (дисциплина, общение со сверстниками) строится на неверной основе (на агрессии, равнодушии, излишней опеке или контроле), и тогда неизбежно возникают проблемы. Но если родители хотят вырастить эмоционально и психологически здорового ребенка, умеющего хорошо адаптироваться в обществе, им прежде всего надо начать с себя, пересмотреть свое поведение по отношению к своему ребенку, ведь именно родители знакомят этого маленького человека со взрослым миром, преподнося все его аспекты в том или - ином виде.

Родители должны создать максимальные условия, чтобы ребенок в столь меняющемся постоянном состоянии взросления всегда чувствовал надежность, любовь и поддержку своей семьи. Ведь всегда внутренние факторы семьи важнее внешних факторов. В семье должны быть искренние отношения, построенные на любви и доверии, которые являются надежным фундаментом хорошей семьи и которые так нужны маленькому взрослеющему человеку. Но ведь и сама семейная атмосфера зависит от поведения родителей, от их стиля воспитания детей.

Так как от отношения взрослого к ребенку, особенно на ранней стадии его развития, от системы поощрений и наказаний напрямую зависит самооценка ребенка, а от его самооценки, его поведение не только в семье, но и в обществе, логичным выводом будет являться то, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка в системе межличностных отношений.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что изменение социальных факторов в лучшую сторону, благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к наиболее успешной его адаптации в системе межличностных отношений, получила подтверждение.

Список используемой литературы

1. . Как помочь своему ребенку. Изд.

«У-фактория», Екатеринбург, 2003г.

2. . Психология современной семьи. Изд. «Просвещение»,

3. . Драматическая педагогика. М., Изд.

«Педагогика», 1990г.

4. , . Как играть с ребенком.

Изд. «Педагогика»,М., 1990г.

5. . Психология. Книга 2.Изд. «Владос»,М., 1998г.

6. . Мир семьи. М., Изд. «Просвещение», 1986г.

7. Сост.: . Диалоги о воспитании: Книга для родителей.

З-е изд. М., ИЗД. «Педагогика», 1985г.

8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 20Q2r-WWW. *****

Конфликты между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых . Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека

Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.

Гипоопека

Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать и . У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.


Двигательные нарушения

Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.

Кожные реакции

Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ

Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции

При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.

Нарушения речи

У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем

Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье

Анна Елкина
Семья и здоровье детей

Семья - это такое пространство жизнедеятельности, в котором должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее её развитие. К. Д. Ушинский к сильнейшим, непреднамеренным воспитателям относил природу, народ, религию, язык, а так же семью .

Мы знаем, что одна из главных функций семьи - воспитательная . Великий Русский Педагог XIX века настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье , предупреждая от легкомысленности в этом вопросе. Он говорил так : «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - легким; и тем легче кажется оно, кто менее с ним знаком, теоретически или практически. Воспитание требует терпения. Воспитанию вверяются чистые и впечатлительные души детей . Не нужно забывать, что сила воспитания может достигать ужасающих размеров».

Воспитание здоровой , а значит гармонически развитой личности, одна из приоритетных задач современной семьи .

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все родители знают - и как сохранить, и чем его поправить, что есть, пить. Несмотря на это, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых , 50% - имеют патологию, 40% - от носятся к группе «риска» . Поэтому одна из задач, которая стоит перед родителями воспитать у ребёнка ценностное отношение к собственному здоровью , обучить его основам здорового образа жизни , чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный прав, комфорт но бы себя чувствовал без сигарет, алкоголя и наркотиков.

К большому сожалению, вопросам здоровья и физического развития детей в семье уделяется недостаточное внимание В чём причина? Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить основные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей . Среди них - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей .

Что такое здоровье ? Здоровье - это , по определению ВОЗ, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней или физических дефектов. Наука о здоровье - валеология . Она помогает понять необходимость быть здоровым , учит правилам здорового образа жизни (ЗОЖ, способам достижения гармонии с собой, с окружающими людьми и природной средой. Ключевое понятие в валеологии - гармония. Формирование гармонично развитой личности - это главная цель воспитания.

Здоровье , другими словами, основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Быть здоровым - выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Выгодно экономически - здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, здоровье нации в целом . Выгодно эстетически - здоровый ребёнок , взрослый отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Специалисты выделяют физическое и психическое здоровье .

Одно из главных условий поддержания физического здоровья - соблюдение режима дня. Оно включает в себя чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рационального питания и полноценного сна.

К. Д. Ушинский писал : «Обновление сил тел, истощённых деятельностью жизни происходит за счёт необходимости :

отдыха или временного бездействия определённый системы организма,сна».

Часто выполнению тех или иных пунктов распорядка дня препятствует детская медлительность и неорганизованность. Как быть в такой ситуации родителям? На помощь могут прийти игры, соревнования, а ещё такой метод воспитания, как положительный пример. Положительный пример взрослых в любом из полезных начинаний в семье - будь то утренний бег или закаливающие процедуры - это половина успеха. Поэтому, режим дня, который выбран родителями для ребёнка, должен быть разумно согласован с аналогичными элементами режима взрослых, и выполняться ими без скидок на занятость и нехватку времени. Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью дошкольников и младших школьников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют, например привычки старших. Родители хотят, чтобы их ребёнок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объяснение ребёнку, насколько необходима утренняя зарядка, а затем - подкрепление личным примером. Если отец не представляет себе начало дня без зарядки, чаще всего и дети постепенно втянутся в такие занятия. Это не значит, что может не быть капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов. Один из таких результатов, наверное, самый главный - потребность, а в дальнейшем - выработка привычки быть здоровым . К. Д. Ушинский так говорил : «Привычка - это усиление определённой способности, происходящее от упражнения. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нём привычки. Дитя усваивает привычку гораздо быстрее и вернее, чем старик».

Психическое здоровье - общее состояние и функционирование здоровой психики ; оно проявляется в протекании познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в потребностях и желаниях, в направленности личности, в поведении. Оно зависит от биологических, психологических, социальных факторов. Остановимся на социальных факторах. К ним можно отнести, прежде всего, влияние семьи , в её воспитательном воздействии. Наиболее неблагоприятным воздействием считаются гиперопека, игнорирование нужд ребёнка, воспитание по типу «маленький неудачник» , «Золушка» , «кумир семьи » . Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи , создаёт внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребёнка. У таких детей наблюдаются склонности к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки. Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми заболеваниями.

Для поддержания психического здоровья родителям необходимо создавать благоприятную эмоциональную обстановку. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищённости, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей . Ещё Константин Дмитриевич в одной из своих работ подметил : «Один из важнейших элементов русского воспитания, благотворно влияющий на формирование здорового ребёнка , - обстановка семейного уюта и доброты».

Родители, всегда должны помнить о главном : «Предупредить всегда легче, чем исправлять!»

Для понимания роли воспитателя обратимся к легенде. «У Древнего бога Эскулапа было 2 дочери - Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по- разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Ги- гиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми , а сама жизнь - прекрасной».

Таким образом, родители, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье .

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья детей

Любовь в семье – счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность - в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но...если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

  • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
  • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
  • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Итак.... Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» .

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Библиографический список

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2012. 272 с.
  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

    Психологический климат семьи и часто болеющие дети

    Начиная этот довольно не простой разговор, стоит сразу расставить все точки над «i». «Ну причем тут семья? — можете справедливо возразить вы. — Ребенок-то болеет вирусными инфекциями или простужается!» Да, речь идет о болезнях, принесенных извне. Кто-то чихнул, кто-то не закрыл вовремя окно и устроил сквозняк. Причин для возникновения очередного ОРВИ множество. Однако физиология идет дружно об руку с психологией, а значит, отрицать роль социальных и психологических факторов, по крайней мере, неразумно.

    Итак, семья. Переоценить ее влияние на маленького ребенка невозможно, ведь внутри семьи ребенок появляется на свет, познает окружающий мир и получает свой уникальный опыт. Опыт каждого человека складывается не только из разнообразных жизненных ситуаций и извлеченных уроков, но и из эмоционального отношения к ним и памяти. А реагируем, надо сказать, мы все по-разному.

    Ну, к примеру, почему один малыш, потеряв варежку, спокойно говорит об этом маме, а другой нервничает и плачет? Думаете, варежка дорога? Как бы не так! Детям важны лакомства и игрушки, книжки или альбомы с наклейками. Бережное отношение к личным предметам приходит гораздо позже. Ни одна в мире варежка, даже самая красивая, не вызовет подлинного расстройства и страха признаться в потере. Реакция мамы — вот на что ориентируется ребенок. Одна мама ради приличия пригрозит: мол, надо быть аккуратнее, и наденет новую пару варежек, а вторая — начнет кричать, обзывать и, самое страшное, прилюдно унижать ребенка. Дескать, не ценишь, не бережешь, не считаешься с родительским трудом, «вечно у тебя все не так, и все дети, как дети...».

    Думаю, не стоит объяснять, какому ребенку с какой мамой спокойнее живется.

    Родители могут дать миру счастливого, успешного и здорового человека, способного познавать, созидать, действовать. А могут загубить, ограничить и не дать даже малого шанса как-то попробовать, проявить себя.

    Воспитание малыша, пожалуй, может считаться своеобразной философией отдельно взятой семьи. Методы и принципы воспитания оказывают самое значительное влияние на формирование личности маленького человека, а значит, на его здоровье и социальную успешность в настоящем и особенно — в будущем.

    Между родителями и детьми возникают особые отношения буквально с первого дня. И они никогда не будут похожи ни на какие другие отношения. Ребенок всегда эмоционально зависим от родителей, особенно от мамы, а значит, он всегда находится «под», тогда как родители — «над».

    Подобная ситуация подчинения естественна. Пожалуй, это самая естественная и логичная из всех возможных иерархий. Но от качества этих отношений, от того, насколько комфортно малышу и родителям быть вместе, зависит формирование личности ребенка и его физическое и психологическое здоровье.

    Семьи бывают разные, ну хотя бы потому, что образованы они людьми с собственными уникальными привычками, взглядами и опытом. Все семейные отношения можно разделить на несколько типов.

    Родители в отношениях первого типа легко и естественно приспосабливаются к потребностям ребенка. Они осознают их и дают определенную свободу в развитии и познании окружающего мира. Проще говоря, мамы и папы больше разрешают, чем запрещают, ограничивая свободу собственного чада лишь критериями безопасности, уместности и морали. Детям в таких семьях живется, сами понимаете, прекрасно. Как правило, они быстрее развиваются, показывая хорошие познавательные способности и зрелые навыки поведения. Такие малыши смелы, активны, любознательны, ведь им предоставляются все условия для развития. Они не порицаются родителями зря и буквально с пеленок умеют выстраивать доверительные и эмоционально-теплые отношения. Таких деток принято называть «любимыми», но при этом подобная любовь не портит и не балует.

    Родители в семейных отношениях второго типа тоже легко приспосабливаются к потребностям ребенка, однако из-за собственной напряженности и гиперответственности они склонны ограничивать свободу ребенка везде, где представится удобный случай. В таких семьях родители не против поддержать инициативу и самостоятельность чада, но в то же время они не упускают случая продемонстрировать собственное превосходство и опыт. «Слушай маму, мама плохого не посоветует!» — доминирующее и порой подавляющее воспитание становится принципом отношений в подобной семье. Что касается детей, они тоже легко привыкают к такой политике. Собственно, у них нет иного пути. Они так же открыты, бодры и инициативны, однако мама и папа играют главную роль в их «самостоятельном» поведении. Последнее слово редко остается за крохой, и он это прекрасно сознает.

    Третий тип семейных отношений продиктован гипертрофированным чувством долга родителей перед ребенком. Иными словами, маме важно действовать, словно по инструкции. Положено кормить трижды в день — буду кормить трижды. Калорийно, вкусно и точно в срок. Положено читать на ночь сказку — буду читать. Однако в подобных, вроде бы «правильных» отношениях с ребенком обращает на себя внимание холодность. Отсутствие ярких эмоций, истинного желания сделать что-то от души, а не потому, что так надо. Стоит ли говорить, что кроха все чувствует. Он старается изо всех сил соответствовать, чтобы быть любимым. Малыш нервозен, эмоционально зависим. Главный воспитательный прием в подобных семьях — жесткий контроль. Любовь? Да, она чаще всего есть, но настолько подавляется всевозможными «надо» и «так правильно», что на теплые проявления порой не остается ни времени, ни сил.

    Наконец, четвертый тип семейных отношений демонстрирует самую печальную картину. Незрелое отношение к ребенку незрелых и инфантильных родителей продиктовано всем чем угодно, кроме здравого смысла: настроением, советом приятелей, ухваченным пятиминутным фрагментом из телепередачи или общением на форуме в Интернете... Родители, а особенно мама, ведут себя непоследовательно, словно не понимая сути собственных действий и слов. Стиль воспитания может меняться буквально ежедневно, переходя от абсолютного попустительства и истеричной любви к жесткому тотальному контролю и запретам. Конечно, в такой семье складывается самая неблагоприятная ситуация для ребенка и, конечно, он не может быть спокоен, успешен и «по-детски» счастлив.

    Как видите, семейные отношения очень разнообразны. Воспитание и климат внутри семьи влияют не только на формирование личности малыша, но и на его здоровье. Каким образом?

    Когда кто-то болеет, то к этому человеку меняется отношение. Его жалеют, оберегают, стремятся помочь. И степень этой помощи напрямую зависит от степени тяжести болезни. Соответственно, когда болеет ребенок, это не может оставить равнодушными его близких. Все родители переживают и нервничают по поводу даже простого насморка у собственного ненаглядного чада.

    С другой стороны, ребенок существует в уже сложившемся коллективе — семье, где есть собственные уникальные законы и нормы общения. И, естественно, они влияют на течение болезни и определяют отношение родителей к заболевшему малышу.

    Отношения в семье и болезни

    Дети — хорошие психологи. Они с рождения очень тонко чувствуют эмоции и настроение окружающих людей, и прежде всего — родителей. Бесконечная потребность в родительской любви и ласке вынуждает детей зачастую подстраиваться и приспосабливаться под родителей. Маленькому крохе, школьнику и даже экзальтированному подростку больше всего на свете хочется быть любимым своими родителями независимо ни от чего!

    Крайне неблагополучная семья, живущая в российской глубинке. Мама — алкоголик с солидным стажем и соответствующим поведением, не работает, пропивает каждую копейку. У нее сын, мальчик шести лет. Что только не приходилось ему терпеть от матери — побои, отсутствие еды по нескольку дней, пьяные посиделки и толпы незнакомых мужчин-приятелей. Ситуация, увы, не единичная. Такое бывает и в глубинке, и в столице. Но как же этот мальчик любил свою мать! Он доказывал это каждый день — слезами, нервами, заботой, доступной ребенку, и защитой, которую не давал ей ни один из взрослых приятелей. Казалось, что это она его дочь и он в семье старший.

    Однажды мама пропала на несколько дней, а мальчик простудился и ходил с высокой температурой, за ним пытались приглядывать всем малочисленным селом. Но вот приехала почтальон и, вручая соседке газету, небрежно бросила: «Видела на станции твою, вроде сюда идет!» Надо сказать, путь не близкий, и мать пришла в село к вечеру, но за эти несколько часов случилось чудо — ребенок, которого лихорадило еще утром, выздоровел. Он бегал с криками о том, что его мама идет домой, что он ее будет встречать, и к вечеру у мальчика полностью спала температура, и больше не поднималась.

    Этот пример наглядно демонстрирует, насколько болезнь зависит от эмоций и желаний ребенка. Фактически, она становится неким ответом на значимые события.

    А как насчет ЧБД? У часто болеющих деток ситуация в психологическом смысле примерно такая же. Специалисты выделяют два основных мотива психологического «удержания» детской болезни в фокусе внимания:

    Стремление сохранять любовь и ласку мамы, неосознанно (или частично осознанно) исходящее от малыша;

    Стремление родителей удержать это болезненное состояние.

    Это происходит всегда подсознательно, потому что нормальный родитель не может радоваться очередному насморку у ненаглядного чада. Причинами подобного неосознанного поведения выступает желание подольше видеть ребенка несамостоятельным и зависимым от родительской опеки и желание подольше оставаться рядом с малышом, опекать его, ограждать от любых трудностей и контролировать каждый шаг.

    Когда родители принимают ребенка со всеми его потребностями, разрешая расти и развиваться в максимально ярком, разнообразном мире, болезнь не задерживается. Точнее сказать, она может задержаться, но только по физиологическим причинам. К расхворавшемуся крохе отношение особо не меняется. Его и так все любят, только теперь активно лечат, обещая быстрое возвращение к прежним играм, поездкам и занятиям (как только позволит здоровье). А пока карапуз болеет, ему не дают скучать, развлекая играми, сказками и мультиками.

    Мамы и папы, которые привыкли доминировать (в большей или меньшей степени), чаще обычного бросаются в гиперопеку. Они закармливают ребенка лекарствами, строго контролируют постельный режим, всячески нагнетают обстановку. Под страхом остаться без мультика или любимых леденцов ребенок выносит очередную порцию горчичников. А о прогулке не может быть и речи еще неделю после окончательного выздоровления. «Ты же только что болел! Забыл, что ли?»

    С другой стороны, строгие мамы, перепугавшиеся за здоровье крохи, могут на время отступить от своих жестких принципов, демонстрируя невиданные доселе мягкость и сговорчивость. Им кажется, что в болезни ребенка есть доля их вины: они не все предусмотрели.

    Подобное чувство вины толкает маму «на мировую». И это не может не нравиться ребенку, ведь покладистая и любящая мама — это предмет его самых заветных мечтаний. Как вы думаете, захочет ребенок видеть маму такой чаще?

    Ваня, пяти лет, воспитывается в довольно строгой семье. Мама растит мальчика одна и вынуждена много работать. Ваня ходит в садик, а забирает его няня, которая до прихода мамы с работы присматривает за мальчиком. Мама призналась в беседе психологу, что старается воспитывать сына «в дисциплине». Все по расписанию, включая время для материнской ласки. Когда Ваня заболел ОРВИ, мама очень перепугалась — высокая температура долго не спадала. А с нею полный букет: кашель, красное горло, насморк и обострение диатеза. Мама взяла больничный и находилась с мальчиком две недели. При этом разрешенные больше обычного мультики и новые игрушки не переставали радовать и удивлять малыша.

    Когда Ваня вновь пошел в садик, все вернулось в привычное русло: няня, одна сказка на ночь и утренний поцелуй перед входом в группу. «Иди скорее, не задерживай меня, ты же уже выздоровел, и ты у меня такой уже большой!» Мальчик первую неделю отказывался ходить в сад, плакал, говорил, что хочет опять к доктору и домой. А затем началась череда настоящих ОРВИ, с промежутком в одну-две недели. У психолога возник один-единственный вопрос к маме: стоило ли так резко менять стиль общения с ребенком после выздоровления?

    Специалистам известны случаи, когда из-за частых болезней малыша мама настолько нервничает, что перестает воспринимать окружающий мир прежним образом. Из ее жизни уходит радость, спонтанность и легкость. Даже если кроха чувствует себя прекрасно, мама не находит себе места, «предвосхищая» очередной эпизод ОРВИ.

    Как правило, это очень тревожные женщины, занятые исключительно проблемами ребенка, не умеющие отвлекаться и растерявшие все прежние интересы, желания и привязанности, у которых нет иной жизни, кроме активного участия в делах ребенка и постоянного контроля над ним.

    «Ходим в сад вторую неделю, что-то долго даже. Не может это продолжаться и дальше, я же чувствую: сейчас какую-нибудь заразу подцепит», — так одна мама отвечала на вопрос, ходит ли ее дочь в детский сад. Налицо выраженная тревожность и напряженность. К слову, эта девочка действительно часто болеет.

    Подобные отношения между родителями и детьми — предмет комплексной работы педиатров и психологов. Причем последние утверждают, что в данном случае малыш со статусом ЧБД не требует отдельного консультирования и эффективной оказывается исключительно работа с парой «ребенок + мама».

    В семьях с хаотичным стилем воспитания карапуз, стремящийся удержать хоть какое-то внимание и любовь родителей, старается изо всех сил и «пробует» разные методы, от демонстративных истерик до погружения в собственный внутренний мир. А что ему еще остается делать? Ему никак не угадать реакцию мамы, она всегда разная. «Уход в болезнь», как называют такого рода поведение специалисты, порой становится единственным мероприятием с более-менее стабильным результатом: мама-то реагирует!

    Ирина, 28 лет, мама пятилетней Оли. Молодая женщина отличается творческим типом восприятия и огненным темпераментом. Она архитектор, дизайнер. Много работает дома и часто посещает светские мероприятия. Дочь, по словам Ирины, ребенок любимый, но незапланированный. «Мне не хотелось менять свою жизнь, уходить в декрет, уходить из профессии. Бабушки согласились помогать с Олей, а я работаю, как и прежде. С дочкой провожу много времени, но считаю, что не должна на нее давить, пусть делает, что ей хочется. Будет еще время стать серьезной. Иногда мне интереснее посвятить время работе, и она это чувствует — не донимает. Играет в комнате».

    Ирина настаивает на том, что быть честной — самое важное в их отношениях с Олей. И честно признается, что ей не интересно быть «правильной» мамой: следить за соблюдением режима дня, правильно кормить, рационально ухаживать. «Мы все делаем спонтанно, когда хотим — встаем, едем в кафе или в игровую комнату. Дома я разрешаю смотреть мультики, брать свою косметичку... Иногда беру ее на вечерние мероприятия, если нет возможности оставить дома. Мы живем полной жизнью, свободной от избитых материнских стереотипов».

    Оля стала часто болеть, и, кроме хронического насморка, появились проблемы с желудком и с кожей в виде дерматита. Пропал аппетит. Стандартное лечение не дало более-менее стойкого результата. Симптомы то уходили, то возвращались.

    После того как с семьей стал работать семейный психотерапевт, у девочки полностью ушли кожные высыпания и нормализовался ночной сон. Оля пошла в садик и, на удивление, за полгода ни разу не болела сезонными простудами.

    Оля, как и все малыши, нуждается в нежной заботливой маме, и пыталась обратить на себя ее внимание. На уровне подсознания ее психика смоделировала ситуацию, в которой маме сложно было оставаться равнодушной. Урок для женщины оказался более чем наглядным, в Ирине удалось «разбудить» маму.