"Путешествие по радуге" (интегрированное занятие в старшей группе). «Далеко-Близко». Интегрированное занятие по математическому развитию Пути реализации в совместной деятельности

Материал (оборудование): ноутбук, проектор, звуковое письмо, глобус, игровое поле, геометрические фигуры, электрическая лампа, мяч, разноцветные бусины разные по размеру, макет планеты, гуашь, губки, печати, ватные палочки.

Ход занятия.

Занятие начинается в групповой комнате. Дети подходят к глобусу.

Воспитатель.

Вот земля наш общий дом,

Много есть соседей в нём:

Есть рогатые козлята, есть пушистые котята,

Есть извилистые речки и кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы и конечно я и ты.

Сюрпризный момент.

Звонит мобильный телефон. Звуковое письмо:

«Здравствуйте жители планеты, меня зовут Звездолетик, я живу на одной из планет Солнечной системы. На нашей планете случилась беда. Помогите! Помогите! Нашу планету захватили инопланетяне. На планете умирает всё живое. Чтобы помочь нам, вам нужно совершить космическое путешествие. Помогите! Помогите!»

Воспитатель. Дети, вы слышите, где-то нужна наша помощь.

А кому нужна наша помощь?

Поможем Звездолетику? Отправимся в космическое путешествие?

Что нам нужно для этого?

Как называют людей, которые летают в космос?

Каким должен быть космонавт?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, ребята, космонавты должны быть сильными, смелыми, умными, ловкими, выносливыми. Вы хотите стать такими? Тогда я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в школу «Юных космонавтов».

Дети переходят в новую развивающую среду

Дружно вместе мы идём,

Мы идём на космодром

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот расправили осанку и свели лопатки.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету!

Дети заходят в комнату космоса и рассматривают изображения на стене: космический корабль, космонавта, планеты, звёзды.

На проекторе выведена картина с планетами Солнечной системы.

Воспитатель предлагает детям сравнить Солнце и планету Земля.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, что показано на экране? (солнце и планеты)

Какое Солнце? (огромное, горячее)

А планеты какие по сравнению с Солнцем? (маленькие)

Опыт «Солнце и Планеты»

(оборудование: большой мяч и 8 бусин разных размеров и цветов).

Воспитатель. Да, это Солнце, оно огромное. А Солнце и планеты вместе называются Солнечной системой, потому что Солнце в этой системе главное и все планеты вращаются вокруг Солнца.

Мы с вами увидели, что все планеты разные по размеру и цвету, у каждой есть своё название. Одни более яркие, другие темные.

А от чего это зависит? Не знает. А хотите узнать?

Воспитатель. Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца. От этого зависит и её освещение Солнцем.

Луч лампы направляется на глобус.

Как называется эта планета? (это наша планета - Земля)

Наша планета Земля по счёту третья, она голубого цвета.

Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на ней много рек, морей и океанов, а ещё она имеет спутник Луну. На Земле живут люди.

Как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? (ответы детей).

Опыт «Далеко – Близко» Дети приближают ладошку к лампе, затем удаляют. Определяя вместе с воспитателем почему на Земле есть жизнь.

Воспитатель. Ребята, молодцы вы многому научились, многое узнали в школе «Юных космонавтов». Теперь мы знаем, что в космосе есть Солнечная система, в неё входят 8 планет, у каждой планеты есть своё имя. Знаем, почему на нашей планете есть жизнь.

Но ведь нам надо торопиться. Нас ждет Звездолетик и его друзья. Пора отправляться в путешествие.

А на чем мы отправимся в космос? (варианты ответов детей)

Смотрите, здесь собраны какие-то предметы. Что это? (геометрические фигуры). А вот какая-то схеме. Может она нам поможет построить космический корабль?

Дети строят ракету по заданной схеме и называют из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель. Космический корабль готов. Занимайте места возле окошек - иллюминаторов в нашем космическом корабле. Пора отправляться в космическое путешествие, отправляемся!

Приготовить ракету к старту.

Есть приготовить!

Включить контакт.

Есть включить контакт!

Запустить моторы.

Есть запустить моторы!

Отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск!

Полетели!

Фонограмма звуковых эффектов космического полета.

На проекторе демонстрируется фильм «Планеты Солнечной системы» (4 мин). Во время просмотра фильма (паузы) дети с воспитателем обсуждают всё, что видят на экране.

Воспитатель. Дети, посмотрите это планета–Марс. Это планета Звездолёта. Скажите какая она? (холодная, на ней нет жизни)

Злые инопланетяне превратили её в планету, на которой больше жить невозможно.

Я предлагаю помочь Звездолётику вернуть жизнь на его планету, чтобы злые инопланетяне улетели из нашей Солнечной системы, надо превратить планету Звездолётика в разноцветную, яркую, весёлую.

Давайте оденем скафандры, проверим поступление в них воздуха (пальчиковая гимнастика), чтобы мы могли дышать глубоко на планете (дыхательная гимнастика), проверим зрительные ориентиры (гимнастика для глаз). Все готовы. Выходим.

Где же Звездолет. Найдем его?

Дети выходят из ракеты и переходят в новую предметно-развивающую среду.

Физминутка «Движение по планете»

(полоса препятствий: кратеры, камни-кочки, извилистая узкая дорожка среди высоких скал…).

Воспитатель предлагает детям раскрасить макет планеты яркими красками. Звучит музыка.

Воспитатель. Напоминает правила рисования:

Закатить рукава одежды;

Удобно разместиться у макета планеты;

Выбрать краски и инструменты рисования (показать детям какими инструментами рисования можно раскрашивать планету: печати, губки, кисточки, щетки, поролоновые пластины, ватные палочки);

Соблюдать аккуратность в работе;

Задавать вопросы так, чтобы не мешать товарищам.

Воспитатель помогает детям, по необходимости, и контролирует их работу

Появляется Звездолётик, который благодарит и хвалит детей, вручает им в знак благодарности мини-открытки, календари на космическую тему и предлагает детям помочь быстро вернуться на Землю. Дети садятся в ракету, снимают скафандры.

Воспитатель подводит итог занятия. Благодарит и хвалит детей за их успехи, уводит детей в группу.

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:
«Математическое королевство»

Программное содержание:

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Воспитывать внимательность и усидчивость
Развивать у детей любознательность, навыки самооценки.

Б.К.: счет до 10, треугольник- үшбұрыш, квадрат- төртбұрыш,

Словарная работа: Числа- соседи, прибавить, отнять;

Оборудование:

Карточки с цифрами; интерактивная доска, слайды,3 домика; мяч; раздаточный математический материал; геометрические фигуры; дидактическая игра «Найди место в ряду»; дидактическая игра «Числа-соседи»; музыкальное сопровождение; лабиринты и карандаши; звездочки, фишки.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Определи свое место»

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в город Математики. После того, как воспитатель получает согласие детей, предлагает отправиться в город на ковре-самолете.

Для того, чтобы нам отправится в путешествие, нам нужно определить дату, день недели и месяц нашего путешествия.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в город Математиков .

Мы попали с вами в город Математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.

1.-Вот Первый домик жителей математического города. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята, найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду»

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом. Теперь на каз. языке .

Дидактическая игра «Числа-соседи»


Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.

2.-Чтобы пройти к следующему домику, нам нужно выбрать тропинку. Тропинки в этом лесу перепутались и вы должны их правильно разложить.

Дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткой – к самой длинной, от узкой – к самой широкой

Вот и Второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да, это геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны? Вот мы сейчас и посмотрим,

Дети под диктовку рисуют геометрические фигуры.

В левом верхнем углу нарисуйте синий квадрат,

В правом нижнем углу желтый треугольник,

В левом нижнем углу красный прямоугольник,

В правом верхнем углу розовый круг,

А посередине зеленый треугольник.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат.
(Дети шагают на месте)

Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся.
(Дети кружатся на месте)

Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!
(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)

Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
(Дети приседают)

3.-Вот Третий домик. В этом домике живут Примеры . Самые любимые, самые озорные. Их задания сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра «Сосчитай и запиши цифру»

Пальчиковая гимнастика :

- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, и писать опять начну.

2. –Вы должны рассмотреть картинку и решить пример.

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети карандашом «проходят» лабиринт.

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Город Математики. Вам понравилось путешествие?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красному кружочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по зеленому квадратику.

Дети делают свой выбор.


по разделам: « Ориентировка в пространстве и развитие зрительного восприятия»
для детей с нарушением зрения по теме:
« Встречаем весну».
Коррекционно –образовательные цели: Учить анализировать расположение предметов на картине, называть предметы расположенные ближе, дальше. Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению за предметами и явлениями окружающей действительности. Развивать навыки микроориентировки на поверхности стола. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Уметь располагать и находить предметы в названных направлениях.
Коррекционно –развивающие цели: Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Упражнять в использовании в речи пространственных терминов. Развивать мыслительные операции, внимание. Закрепить и уточнить знания детьми значения слов «далеко», «близко», «дальше», «ближе».
Коррекционно –воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: цветные карандаши, картинки с наложенными друг на друга контурными изображениями, зашумленные изображения насекомых, карточки с изображением животных и птиц. Предметные картинки с изображением солнца, травы, дерева и первоцветов.
Ход занятия
1.Организационный момент. (Объявление темы занятия.)
Педагог предлагает детям отгадать загадку. Догадайтесь, о каком времени года идет речь.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Ответ детей: Весна).
2. Предварительная беседа.
- Педагог предлагает прослушать сказку о весне.
«Как – то раз встретились в лесу сорока и заяц. Поздоровались, заговорили о лесных новостях. Вдруг заяц ни с того ни с сего говорит:
- По всем приметам видно, что весна скоро наступит. Я больше всех весне рад. Появится зеленая травка, веточки на кустиках станут сочные. Будет чем подкрепиться.
Сорока, как известно, великая спорщица, ни в чем не хочет зайцу уступать:
- Нет, это я больше всех весне рада: можно гнездо строить, птенцам пора появляться.
Так спорили сорока с зайцем, что весь лес переполошили. Отовсюду голоса стали слышны. Каждый, оказывается, рад весне».
- Как вы думаете, ребята, кто еще может радоваться весне? (Ответ детей: Солнце).
- Что происходит с солнцем весной? (Ответы детей: Солнце светит ярче. Становиться теплее).
Педагог предлагает выложить ребятам картину «Весна пришла».
Первой картинкой, дети выкладывают солнце.
3.Дидактическая игр «Найди, первые весенние цветы».
Педагог просит детей вспомнить, кто еще весне может радоваться. (Ответы детей: Деревья. На них появляются почки, первые листочки, цветы. Зеленеет трава, появляются первоцветы).
Педагог спрашивает детей, какие первоцветы они знают. (Ответы детей: подснежники, нарциссы, одуванчики). Среди разных цветов лежат первоцветы. Дети должны отыскать их и положить на стол по инструкции педагога.
Педагог дает инструкцию: положить дерево по середине стола, траву внизу, первоцветы ближе к траве.

4. Дидактическая игра «Найди, птичек».
Педагог предлагает посмотреть на стол, где расположены разные птицы. Предлагает выбрать только тех птиц, которые прилетают к нам весной, и расставить на картине. Дает инструкцию: Положить грача ближе к дереву; ласточку дальше от соловья; соловья ближе к солнцу. Стрижа близко к нарциссу; скворца далеко от одуванчика. Дети выполняют задание.
Педагог задает вопрос: «Почему птицы радуются приходу весны?» (Ответы детей: Пригрело солнце, появились насекомые, выросли на деревьях листочки. Пришло время вить гнезда и выводить птенцов).

5.Физминутка. «Зима прошла»
Воробей с березы Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик –чирик!
Вот журчит в канавке Бегут по кругу, взявшись за руки.
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки – Ритмично прыгают по кругу сначала
Скок, скок,скок! по часовой стрелке, потом –против.
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки –
Чик –чирик! (М. Клокова)

«Бабочка»
И.П. – сидя за партой.

Спал цветок Закрыть глаза, расслабиться,
И вдруг проснулся, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё.
Больше спать не захотел, Поморгать глазами.
Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки.
Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. Потрясти кистями, посмотреть вправо –влево.

6. Дидактическая игра «Найди по контуру насекомых».
Педагог продолжает беседу: «На нашей картине не хватает насекомых».
Предлагает найти по контуру насекомых и расположить на картине так как дети захотят. Потом объяснить кто какое и куда насекомое положил.

7. Дидактическая игра «Где спрятались животные?»
Педагог: вспомните о ком мы забыли? Кто ещё из животных радуется весне и почему?
Подберите цветной силуэт зверя, соответствующий вашей картине по величине, и разместите, где хотите. (Медведица радуется, потому что может вылезти из берлоги с медвежатами. Белка –потому что меняет цвет шерсти на более яркий, оранжевый. Волк – потому что появилось больше пищи и т.д.).
Педагог совместно с детьми подводит итог: получилась красивая картина, на ней видно, что всё проснулось в природе.

8. Работа в природе: «Весна».
Индивидуальное задание в тетради каждому ребенку. Изображены наложенные друг на друга изображения нескольких предметов. найти нужный предмет и раскрасить соответствующий предмет.

9. Итог занятия. По предложению педагога дети вспоминают, чем занимались на занятии, и оценивают работу друг друга.

«Раз, два, три – играть выходи»

1. Образовательная область. Социализация:

Формировать навык ролевого поведения в развивающих играх «Дни недели», «Восстанови картинку», «Найди цифру», «Два обручу», «Накорми котенка».

2. Образовательная область. Познание:

Закреплять знание дней недели,

Учить пользоваться понятиями вчера, сегодня, завтра;

Учить классифицировать предметы по форме и цвету,

Закреплять представления о понятиях вверх, вниз, далеко, близко, счет до 5 прямой и обратный;

Развивать логическое мышление.

3. Образовательная область. Физическая культура: упражнение на дыхание, гимнастика для рук с помощью массажного мячика.

Активизация словаря: сегодня, вчера, завтра, вверх, вниз, вперед, названия дней недели.

Методы ФЭМП: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод практических заданий.

Форма проведения: развивающая игра.

Материалы:

Магнитная доска, семь картинок с котятами для игры «Дни недели», кукла, геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция разного цвета, желтые кубики и шары, разноцветные шары, два обруча для игры «Два обруча», игральный кубик.

На каждого ребенка: набор цифр от 1 до 5, разноцветные прищепки, 3 карандаша (красный, синий, зеленый, массажный мячик, картинка для игры «Накорми котенка».

Предварительная работа: изучение названий дней недели, цифр 1, 2, 3, 4, 5, геометрических фигур.
Ход выполнения игровой деятельности по ФЭМП.

Воспитатель. Ребята сегодня к нам пришла в гости кукла Маша с котятами.

Они очень хотят поиграть с вами.

Игра «Дни недели».

Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.

Ход игры.

Воспитатель выкладывает на магнитную доску изображение

Куклы и семи котят. Знакомит детей с куклой Машей и её котятами – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Задает вопросы: Какие котята? Чем похожи? Чем отличаются? Кто с кем любит играть?

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного котенка. Дети открывают глаза и отгадывают какой котенок убежал.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования котят. Дети открывают глаза и расставляют их в правильную последовательность.

Воспитатель вместе с детьми называет вчера и завтра если сегодня – понедельник, вчера и завтра если сегодня вторник и т. д.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на магнитную доску, Маша построила замок, а котята его сломали. Как выдумаете из чего был построен замок?

(На доске изображены только контуры геометрических фигур, из которых построен замок и фрагмент цвета фигуры) .

Дети: - Из геометрических фигур.

Воспитатель: - Давайте поможем Маше восстановить замок.

Игра «Восстанови картинку».

Цель: закрепить знания геометрических фигур, узнавать их по контурам, правильно называть цвета.

Ход игры.

На магнитной доске изображён замок из контуров геометрических фигур и фрагмент цвета этой фигуры. Дети поочередно берут геометрическую фигуру, называют ее и ставят на соответствующее место. Так чтобы соответствовали форма, размер, цвет.

Воспитатель: Хорошо ребята вы справились с заданием. А сейчас мы с вами отдохнем.

Физ. минутка.

(дыхательная гимнастика) .

Мы подуем высоко – с- с- с.

(поднимаем руку высоко и дуем на неё) .

Мы подуем низко – с- с- с.

(опускаем руку вниз и дуем на неё) .

Мы подуем далеко – с- с- с.

(руку отводим вперед и дуем на неё) .

Мы подуем близко – с- с- с.

(руку подносим ко рту.)

Воспитатель: Ребята котята очень любят играть игральным кубиком, и мы тоже им поиграем.

Игра «Найди цифру».

Цель: закрепить знание цифр от 1 до 5, уметь выкладывать их по порядку, счет прямой и обратный.

Ход игры.

У каждого игрока перед собой набор цифр от 1 до 5. Воспитатель кидает игральный кубик. Дети показывают и называют выпавшую цифру.

Затем воспитатель просит выложить цифры по порядку и просчитать в прямом и обратном счете.

Воспитатель: Ребята, а вы не видели, куда делись прищепки с веревочки?

(У каждого ребенка на столе лежит по прищепки) .

Давайте повесим их на веревочку.

(Воспитатель подходит к каждому ребенку, он вешает прищепку на веревочку) .

Воспитатель: - Дети посмотрите, как раскидали котята игрушки на ковре. Давайте поможем Маше прибраться.

Игра «Два обруча».

Цель: научить детей классифицировать предметы по форме и цвету.

Ход игры:

На ковре раскиданы желтые кубики и шары разного цвета, лежат два обруча: желтый и цветной. Обручи пересекаются. Нужно собрать предметы так, чтобы в желтом обруче лежали только желтые, а в цветном только круглые. Воспитатель: - А где должны лежать желтые шары?

Дети: В середине (в пересечении) двух обручей, потому что они желтые и круглые.

Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием справились, поиграем массажными мячиками, как котята играют лапками с мячиками. Гимнастика для рук.

Воспитатель: - Пока мы играли, наши котята проголодались, нужно их накормить. Только вот беда, котята совсем перепутали тарелки и еду. Нужно помочь куклу накормить котят.

Дидактическое упражнение «Накорми котенка».

Цель: развивать моторику руки, непрерывное слежение глазами.

Ход игры.

У каждого игрока картинка с котом и тремя пустыми тарелками, от них по веревочке, которые перепутаны, к картинкам (морковь, рыбка, гриб). Нужно разными карандашами проследовать по веревочки, не отрывая руки и определить, что где лежит.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Помогли кукле Маше восстановить замок, собрать прищепки, собрать игрушки. Она вам очень благодарна. Но ей пора домой. До свидание.

Программное содержание:

  • Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Продолжать использовать в речи слова «Сколько?», «Который по счету?», «Поровну».

  • Совершенствовать умение определять положение предметов, используя слова «далеко – близко». Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Закреплять умение уравнивать группы предметов способом приложения.
  • Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Развивать психические способности детей: логическое мышление, зрительную память, внимание, наблюдательность.

Дидактический наглядный материал: ноутбук, проектор, магнитная доска, фланелеграф, игрушка медвежонок, классическая музыка, картинки «части суток», картинки – зверюшек.

Демонстрационный материал: 4 круга одинакового размера, разного цвета: желтого, красного, синего, черного с загадками о временах суток, цветы красного цвета (5 шт.), бабочки синего цвета (5 шт.), ленты (желтого и синего цвета) для игры «Прыгни далеко – прыгни близко», картинки со зверюшками для дидактической игры «Который по счету?», картинки « части суток».

Раздаточный материал: карточки и фломастеры для каждого ребенка.

Методические указания:

1.- Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

(Здравствуйте!)

— А сейчас давайте настроимся на занятие. Встаньте, пожалуйста, полукругом.

Встаньте дети в полукруг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Вот с этим прекрасным настроением мы и начнем наше занятие, а занятие у нас математика. На котором мы будем считать до 5, узнаем, что результат счета не зависит от расстояния между предметами, поиграем в игры.

— Сейчас внимание!

Сегодня к нам на занятие пришел Мишка. Он очень любит математику и во всем будет нам помогать, а мы ему.

И так за дело!

Мишка принес с собой конверт для вас, а что в нем посмотрим. Здесь лежит листок с загадками о временах суток: внимательно послушайте их:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет.

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

— Даша, когда это бывает?

(это бывает утром)

Никита, скажи, пожалуйста, когда дети просыпаются?

А ты как думаешь, когда дети идут в детский сад?

(дети идут в детский сад утром)

Посмотрите на картинку, проверьте, правильно ли ответили.

Правильно, утро я обозначу желтым кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку пошли дети.

Когда это бывает?

— Вадим, когда это бывает?

(это бывает днем)

Как вы догадались, что это день?

(дети идут на прогулку днем)

Посмотрите на картинку и проверьте свои знания о времени суток – дне.

Правильно, день я обозначу красным кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Слушаем следующую загадку.

Говорит Зайчиха – мать:

Ну – ка, дети,

Все в кровать!

Спать пора давным – давно,

На дворе уже темно!

Когда это бывает?

Вика, как ты думаешь, когда это бывает?

(вечером)

Что вы делаете вечером?

(приходим из садика домой, смотрим телевизор, читаем книги, готовимся ко сну)

Правильно, вечер я обозначу, синим кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик

Все вокруг уснуть должны

Наши дети тоже.

— В какое время суток все спят?

(Все спят ночь)

А ты как думаешь, что делают ночью?

Правильно, ночь я обозначу, черным кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Посмотрите на доску и назовите время суток: желтый кружок – это….(утро),

красный кружок – это…(день), синий — это…(вечер), черный – это… (ночь).

Давайте поиграем в игру «Чего не стало?», т.е. будет исчезать какое – то время суток.

Закрыли глазки – чего не стало?

(не стало ночи) и т. д.

Молодцы! Вы были очень внимательны, поэтому ни разу не ошиблись.

А когда дети делают зарядку?

Наш мишка тоже любит делать зарядку и построил на нее своих друзей:

— Назовите их?

(Заяц, лиса, волк, белка, ежик).

— Давайте посчитаем, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку?

Считаем всегда слева направо.

— Кто стоит первым?

(Первым стоит заяц)

— Который по счету стоит ежик?

(Ежик стоит пятым)

— Которая по счету стоит белка?

(Белка по счету стоит четвертой)

— Какой по счету стоит лиса?

(Лиса стоит второй)

Молодцы! С заданием справились хорошо!

Давайте отдохнем!

Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошел домой,

Поскакал и заинька.

2.- Медвежонок приглашает вас в математический класс

Проходите, занимайте свои места, садитесь поудобнее.

Дети, посмотрите на фланелеграф, что вы на нем видите?

(цветы и бабочки)

— Какого цвета цветы?

(красного)

— Какого цвета бабочки?

— Посмотрите внимательно, и сравните, одинаковое расстояние между цветами и бабочки?

(расстояние разное)

— Как расположены цветы далеко или близко друг от друга?

— Как расположены бабочки?

— Чего больше цветов или бабочек?

(ответы детей)

Мнение разошлись, одни считают, что больше цветов, другие, что больше бабочек. Я тоже не знаю чего больше, зрительно кажется, что больше цветов, а бабочек меньше.

— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов и бабочек?

Вадим, посчитай цветы?

Даша, сколько цветов?

Женя, посчитай бабочек?

Матвей, сколько бабочек?

Что можно сказать о количестве цветов и бабочек?

(Цветов и бабочек по пять, их поровну)

(нужно под каждый цветок расположить бабочку и сразу видно, что их поровну)

Какой прием мы использовали в этом случае?

(прием приложения)

Как вы думаете, расстояние между предметами влияет на результат счета?

Правильно, ребята, мы сегодня узнали, что расстояние между предметами (неважно как, они расположены близко или далеко друг от друга) не зависит от результата счета.

3.Мишутка зовет вас на ковер.

Игровое упражнение «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

На ковре расположены ленты: 2 близко друг к другу и 2 далеко друг от друга.

Какого цвета ленты на ковре?

(желтого и зеленого)

Как расположены друг к другу зеленые ленты?

Как расположены желтые ленты?

Сейчас мы поиграем в игру «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

Я буду называть ребенка, и говорить через какие ленты прыгать.

Вадим, перепрыгни через ленты, которые расположены далеко друг от друга.

Катя, перепрыгни через ленты, которые расположены близко друг к другу.

Вика перепрыгни через зеленые ленты.

Ты прыгнула далеко или близко?

Матвей перепрыгни через желтые ленты.

Ты прыгнул близко или далеко?

Посчитайте, сколько желтых полосок?

—Посчитайте, сколько синих полосок?

Как они расположены друг от друга?

(синие полоски расположены далеко друг от друга)

Скажите, расстояние между предметами влияет на результат счета, то есть число 2?

(нет, не влияет)

Правильно, мы с вами еще раз убедились в том, что расстояние между предметами не влияет на результат счета.

Мишутка, снова приглашает вас в математический класс, становитесь у своих мест.

— Покажите мне пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Карандаш»

Все рисует карандаш,

(держим в руке воображаемый карандаш)

Когда ему работу дашь

(стучим пальцами по столу)

Сам без дела не сиди

(разжимаем и сжимаем пальцы)

Карандашом руководи!

(рисуем карандашом)

Садитесь на свои места.

Предлагаю вам выполнить новое задание.

Перед вами лежат карточки с двумя полосками.

На верхней полоске нарисуйте две красные линии расположенных близко друг от другу.

А на нижней полоске две сини линии расположенных далеко друг от друга.

Я буду выполнять задание вместе с вами на фланелеграфе.

Дети, посмотрите на фланелеграф и скажите правильно ли я выполнила задание.

Что я нарисовала на верхней полоске?

(две красные линии расположенных близко друг к другу)

Проверьте у себя.

А что я нарисовала на нижней полоске?

(две линии синего цвета, расположенных далеко друг от друга).

Проверьте это задание у себя и у своего соседа нет ли ошибки.

Все молодцы, с заданием справились.

Приведите в порядок свое рабочее место и подойдите ко мне

Вот и подошло к концу наше занятие. Мишутке очень понравилось заниматься с вами математикой, спасибо вам ребята.

Вы славно потрудились, правильно выполняли разные задания, хорошо себя вели, я очень довольна.

Название: Конспект НОД в средней группе по математике «Учимся, играя»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»
Месторасположение: г. Мичуринск, Тамбовской области