Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Вторые пенсии военным пенсионерам и порядок расчета Будет ли пересматриваться пенсия военнослужащих в

Госдума в третьем чтении утвердила закон о бюджете на новый 2016 год, согласно которому военные пенсии будут повышены на 4%. Оклады действующим военнослужащим и работающим пенсионерам повышаться не будут. Закон вступает в силу 1 января.

Проблема повышения военных пенсий – головная боль правительства РФ. При нынешней демографической ситуации в стране, когда соотношение работающих и пенсионеров уменьшается каждый год, вопрос о повышении пенсий стоит очень остро, не говоря уже о реформе всей пенсионной системы. Люди пенсионного возраста и те, кому вскоре предстоит выйти на заслуженный отдых, внимательно следят за телодвижениями правительства в этом направлении.

В январе грядущего года вступит в силу закон о бюджете. Перемены коснуться многих сфер, в том числе, и социальной. Последние новости из официальных источников это подтверждают. Будущий 2016 год обещает быть годом сюрпризов. Но насколько они будут приятными? На что надеяться военным пенсионерам с 1 января?

Добрый ветер перемен

Военные пенсии вправе получать служащие военных ведомств и их вдовы в случае гибели супругов на службе. Выплаты подразделяются на три типа: по выслуге лет, по приобретенной, официально оформленной инвалидности, а также в случае ранней кончины военнослужащего членам его семьи. Правительство активно взялось за реформирование проблемы пенсионных выплат в 2012 году. Это связано с современной обстановкой на политической арене.

В последнее время военный климат весьма неустойчив, а постоянные конфликты вынуждают государство проводить различные мероприятия для обеспечения постоянной боеспособности страны. Одним из них является пенсия. Ее важное социальное значение состоит в том, чтобы привлекать в армию настоящих профессионалов и заранее обеспечивать им достойное будущее. Как говорится, долго сказка сказывается, да быстро дело делается. И начиная с 2012 года оклады военнослужащим постоянно поднимаются. Отставники стали получать 54% от новых окладов. А после октябрьской индексации этот показатель достиг 67%. Последние изменения в расчете денежных выплат сильно изменились.

13 ноября текущего года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона о бюджете 2016. Во время пленарного заседания депутаты с трудом проголосовали за увеличение выплат военным пенсионерам на 4%. В последних новостях сообщается, что согласно данному документу, дефицит бюджета будет 3% ВВП, или 2,36 трлн рублей. 4 декабря 2015 в третьем чтении Госдума утвердила закон о бюджете РФ на 2016 год.

Хитрая индексация

Свежие новости относительно индексации не радуют. Согласно законодательным актам, регулирующим формирование размера выплат, индексация должна проводится два раза в год. В Указе президента РФ №604 сказано, что в грядущем 2016 году увеличение военных выплат необходимо вывести выше уровня инфляции на 2%. Но на практике выполнение указанной нормы оказалось труднореализуемым. Экономическая ситуация в стране заставляет корректировать расходную часть бюджета, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Это говорит о том, что изменить пенсионные начисления одновременно отставникам силовых структур и действующим военным – непосильная задача на текущий день. Ведь прибавка к окладу действующим военнослужащим неизменно ведет к корректировке пособий нуждающимся пенсионерам. В итоге последние новости из дома правительства РФ таковы, что в новом 2016 году перерасчет денежных выплат военнослужащим проводиться не будет. Это же касается и работающих военных пенсионеров.

Отставники же могут вздохнуть спокойно – повышение пенсионных выплат будет проводиться два раза в год.

Однако, на данный момент точно известно про повышение на 4%, но про вторую индексацию – информации нет.

Четырехпроцентное увеличение пенсии ожидается в феврале 2016, но в будущем возможны изменения, в зависимости от того, насколько успешно экономика страны будет преодолевать препятствия.

Забота или обуза?

Российская армия – это опора и защита нашей великой страны. Люди, геройски отдавшие большую часть жизни военной службе, выходя на заслуженный отдых, хотели бы по отношению к себе должного уважения. Обеспечить хорошее качество жизни, достаток медикаментов, продуктов – задача нашего общества. Увеличение пенсии на 4% недостаточно, ведь продовольственная корзина изменяется в своей цене в течение года несколько раз.

В связи с этим пенсионеры уже активно выражают свое недовольство, законно требуя повышений на более высокий процент. Все помнят, что в октябре текущего года состоялась индексация на 7.5% только благодаря участию президента РФ. Чиновники заявляли, что индексацию военных пособий необходимо приостановить из-за сложной экономической ситуации в стране, которая возникла через участия России в двух войнах(Украина, Сирия) и обрушения нефтяного рынка. Тем не менее президент Владимир Путин призвал госслужащих найти дополнительные средства, что было успешно выполнено.

Сейчас пенсионеры надеются, что Минфин и Минобороны в очередной раз смогут объединить усилия, и добиться повышения на более существенный процент. Конечно, это возможно, но пока пенсионерам придется довольствоваться таким увеличением выплат, следить за экономической обстановкой в стране и ждать хороших новостей. К тому же по данным Минобороны, объемы военных пенсионных пособий значительно превосходят выплаты другим категориям граждан. Так средний размер военных выплат составляет 21000 рублей, а для гражданских пенсионеров лишь 13000 рублей.

Свежие новости таковы, что согласно новой инициативе депутатов Госдумы, оклады военнослужащих останутся на прежнем уровне до 2018, индексация будет приостановлена на 5 лет. Такая ситуация отразится на размерах будущих пенсионных выплат. Кроме того, правительство намерено отменить надбавку 2%, а это негативно отобразится на уровне индексации. Военные пенсионеры недовольны происходящим, но экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего.

Все, на что им теперь придется рассчитывать, это ждать восстановления и укрепления российской экономики. Когда рост ВВП приобретет положительную динамику, правительство РФ сможет повысить субсидирование социальных областей.

Планировалось увеличение размера пенсий до кризиса примерно на 20%. И если это случится, то можно с уверенностью говорить, что есть большие положительные сдвиги именно в данной части социальной политики нашей страны. Но, учитывая дефицит бюджета, Минфин все настойчивее говорит о пенсионной реформе снижении государственных затрат на то, чтобы пополнять пенсионный фонд. Не обошло стороной это и военных пенсионеров.

Федеральный закон № 397-ФЗ был подписан в 2014 году 1 декабря президентов России. Статья 1, которого временно до начала 2016 года в срок, приостанавливает действие части второй статьи 43 Закона № 4468-1. Согласно этой статье, денежное довольство военнослужащих для расчета пенсий вычислялось путем сложения кодов по должности и воинскому званию и плюс надбавка за выслугу лет. Таким образом, можно видеть, что как только истекут два года с момента введения нового порядка начисления пенсии, будут и сами изменения. Если говорить об этом решении на простом языке, то такой закон физически убирает решение о ежегодной 2% индексации военных пенсий.

Правительство, мотивируя этот шаг, совсем незамысловато. А именно есть отсутствие в бюджете России нужного количества средств на указанные цели. Своего рода, такое решение является продолжением принятого в 2011 году Федерального закона РФ № 309, который вводит пресловутый коэффициент, понижающий пенсию на 0.54 и обещавший ежегодную 2% индексацию пенсий.

Кроме всего выше написанного, есть определенная вероятность, что будет принят новый законопроект в ближайшее время, который предусматривает некоторое скрещение страховой части пенсии бывшим военным. Так, в чем же его суть? В том случае, если бывший военнослужащий, когда заканчивается его воинская служба, официально трудоустраивался и продолжал свою трудовую деятельность на любом гражданском объекте. И кроме того, что ему будут начислять военную пенсию, ему также будут давать страховую доплату.

На сегодняшний день идет обсуждение в Государственной думе о том, чтобы внести постановление о сокращении данного вида страховой выплаты. Но стоит заметить, что речь в данном документе речь идет только о той категории бывших военных, у которых есть страховая пенсия. У основной массы, бывших военнослужащих, которые не получают кроме военной пенсии никакой страховой доплаты. Пенсии не будет становиться меньше. Как уже было отмечено выше, также планируется индексация пенсий военным пенсионерам, она была запланирована на 2016 год.

В 2015 году прогнозируемый процент инфляции составил приблизительно 16%. И если принимать во внимание такие данные, то можно сделать вывод о том, что в 2016году военная пенсия должна быть увеличена на 7.5% плюс учет уровень инфляции.

Оцените статью

Пенсионная реформа, судя по всему, докатилась до военных. По идее, сейчас весь комитет Государственной думы по обороне должен дружно встать и, чеканя шаг, сплоченным строем во главе с генерал-полковником запаса Владимиром Шамановым покинуть зал заседаний — их требования к правительству по решению проблем военнослужащих в очередной раз были проигнорированы. Однако, подобный демарш не состоялся, а Госдума на пленарном заседании 19 ноября, продолжая людоедскую пенсионную реформу, приняла закон, который вновь замораживает на нынешнем уровне размер денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий. Документ, входящий в так называемый пакет бюджетообразующих законов, был внесен правительством и в третьем чтении всё-таки одобрен депутатами. Ожидаемого с 1 января 2020 года повышения военных пенсий не будет — взамен только машинка для закатывания губ.

«В связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“… предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении до 1 января 2021 года, сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии — 73,68 процента», — говорится в принятом документе. А это означает, что размер денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсий, останется на уровне 1 октября 2019 года, когда произошло уж очень запоздалое и незначительное повышения. И после 1 января следующего года никаких изменений в выплатах не произойдет. Так что военных сравняли с теми, кто стал жертвой пенсионной реформы.

Новый закон, который иначе как грабительским по отношению к пенсионерам не назовешь, приостанавливает действие нормы закона, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процента и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100-процентного его размера. При этом почему-то забывается, что президент Владимир Путин еще в мае 2012 года поручил правительству обеспечить ежегодное увеличение пенсий ветеранам военной службы не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции. Если следовать логике президентского указа, то в 2020 году военные пенсии должны быть проиндексированы на 5 процентов. Впрочем, гражданским Путин тоже обещал не проводить пенсионных реформ и не повышать пенсионный возраст.

Что в итоге? Теперь сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на прежнем уровне, установленном с 1 октября 2019 года, то есть всё те 73,68 процентов от денежного довольствия. То есть бросили вам, товарищи военпенсы, «косточку» в октябре и хватит, через год подумаем — повышать или и при нынешнем «достатке» не загибаетесь. К слову, последнее увеличение военных пенсий назвать «повышением» язык не поворачивается — жалкая прибавка. «Свободная пресса» уже приводила эти цифры — военный пенсионер в звании подполковника, уволившийся из Вооруженных сил с 24 тарифного разряда и прослуживший 25 календарных лет, получил прибавку в 1 583 рубля. Сержанту, уволившемуся с 5 тарифного разряда и прослужившему 23 календарных года, добавили 700 рублей к военной пенсии. Такая вот пенсионная реформа для армии.

В качестве «компенсации» за замораживание размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий, до 1 января 2021 года, правительство подсластило пилюлю. Как отмечается в сопроводительных материалах, новый проект бюджета всё же учитывает повышение уровня инфляции и предусматривает повышение денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий — на 3 процента с 1 октября 2020 года. Соответственно, что-то «обломится» и военным пенсионерам — опять крохи и только через год. То есть правительство в очередной раз «кидает» военных пенсионеров с уже крылатой фразой «денег нет, но вы там держитесь».

В итоге утерлись и депутаты из комитета по обороне, и сами военные. Вот и первый замминистра обороны Леонид Горин , выступая на пленарном заседании Госдумы, подчеркнул, что темп роста военных пенсий «имеет положительную динамику». Представитель военного ведомства отметил, что с 2011 года военная пенсия выросла в 2,6 раза и из расчета на 1 октября 2020 года должна повыситься до 26 968 рублей. При этом уровень инфляции в России в 2011 году составил 6,4 процента, а в 2018-м — 4,3 процента. В общем, ни в чем себе не отказывайте, «богатенькие» пенсионеры. Собственно, пенсионная реформа и затевалась для всех «богатеньких», чтобы стали еще богаче за счет денег, которые забрали у населения.

Во время второго чтения закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которое прошло 9 октября, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, при поддержке соратников, резко осудил предложения правительства, которое постоянно уклоняется от выполенния законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной службы. В заключении, опубликованном на сайте ГД, указывалось, что с 2014 по 2016 год «прибавка к военной пенсии» за счет роста понижающего коэффициента не покрывала даже уровень инфляции, не говоря уже о выполнении указа главы государства. Согласно расчетам парламентариев, недоиндексация уже составила 20 процентов. При этом за счет понижающего коэффициента экономия бюджета с 2012-го по 2019 год составила порядка 2,8 триллиона рублей.

Вероятно, что и нынешняя «заморозка» военных пенсий до 2021 года позволит существенно пополнить казну отобранными у отставных защитников Отечества деньгами. Опять же, за это время успеет уйти из жизни не одна тысяча из них — в мир иной пенсионеры в нашей стране уходят стремительно. Тоже ведь «экономия». Есть и еще одна подоплека в замораживании повышения пенсий. Например, все экономисты считают, что эта мера, как вся пенсионная реформа, направлена на оттягивание времени, правительство ждет, когда произойдет девальвация рубля и национальная валюта еще больше обесценится. Когда рубль окончательно рухнет, правительство тут же рассчитается с пенсионными долгами, в том числе произведет выплаты и военным пенсионерам, которым сильно задолжало. Обесцененной денежной массы станет больше и ее отдавать будет уже не жалко, — утверждают эксперты.

Нельзя сказать, что сейчас, на фоне принятия грабительского для пенсионеров закона и всей пенсионной реформы в целом, комитет Госдумы по обороне «сдулся» и прекратил отстаивать права военных пенсионеров. Однако, в общем итоге бодаться с правительством на равных не получилось — команда премьера Медведева в очередной раз проигнорировала повысить уровень денежного содержания военнослужащим и добилась желаемого результата. Наплевав, по сути, не только на военных пенсионеров, но и на армию в целом.


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин

Поговорим про повышение военных пенсий в 2019 году — самые свежие новости об изменениях с 1 января. Последние решения президента в России, министра обороны и важное постановление правительства: прибавка военнослужащим и проект закона (Госдума). Будет ли вторая пенсия после 60 лет, когда пройдет индексация и как теперь осуществляют выход на пенсию. Возможна ли отмена пенсии? Когда ее увеличат и на сколько? Как поможет выслуга лет, как вообще изменятся пенсии у пенсионеров? Как начисляется страховая надбавка и что такое повышение понижающего коэффициента? Вы также узнаете, когда добавят, поднимут и проиндексируют пенсии.

В утвержденном Госдумой бюджете Российской Федерации на следующий год заложено как увеличение денежного довольствия военнослужащих, так и повышение пенсий военных пенсионеров. Причем увеличение пенсий планируется на большую величину, чем рост зарплат. В итоге, зарплаты увеличатся на 4.3%, а пенсии в тот же период возрастут на 6.3%. Изначально предполагалось индексирование военных пенсий на том же уровне, что и военных зарплат. Однако в соответствии с итоговой версией бюджета рост пенсий превысит рост зарплат.

Путин В.В. обещает, что прирост пенсий военных будет более 6% в 2019 году. Это примерно на 1% выше официальной планируемой инфляции. Как сообщил Путин на официальной церемонии по случаю назначения прокурорам и офицерам высших званий и чинов, в октябре 2019 года будет проиндексировано денежное довольствие военных на 4.3% (что, правда, ниже планируемой инфляции, то есть, реальный доход военнослужащих понизится даже теоретически), а пенсии будут проиндексированы вдобавок еще на 2%, что в сумме и даст общую индексацию в 6.3%.

Для исполнения этого обещания Путин В.В. поручил своему правительству заложить в бюджете на будущие годы средства на эту индексацию, а парламенту поручил утвердить сделанные поправки в бюджете.

Порядок индексации военной пенсии

Прежде всего, следует отметить, что пенсии военнослужащих и приравненных к ним лиц формируются не совсем так, как формируются пенсии обычных граждан. Как и пенсии обычных граждан, пенсии бывших военнослужащих финансируются из федерального бюджета, однако порядок их начисления другой. Величина военных пенсий привязывается к величине денежного довольствия военнослужащего в таком звании, в каком военный пенсионер вышел на пенсию. Кроме этого, величина зависит и от продолжительности службы пенсионера.

В 2012 году в России был принят так называемый «понижающий коэффициент» в размере 54% для начисления пенсий. То есть, от положенной пенсионеру пенсии отнималось почти 50%. Впоследствии этот коэффициент повышался, и сейчас на пенсию приходится чуть больше 72%. Естественно, за все годы действия коэффициента военные пенсионеры недополучили значительные суммы.

Изначально предполагалось, что особый порядок начисления пенсий военным должен способствовать большему размеру пенсий военных по сравнению с гражданскими, однако в результате ввода понижающего коэффициента пенсии военных отстают в «росте» от гражданских пенсионеров.

Повышение пенсий военных пенсионеров ожидается в IV квартале 2019 года. В этот период будут повышены зарплаты действующих военных, а вместе с ними увеличатся и пенсии. Зарплаты будут повышены на 4.3%, на такую же величину вырастут и пенсии военных пенсионеров. Эта величина, однако, все же больше того значения, которое предполагалось изначально: в первых вариантах бюджета говорилось об индексации на 4%, однако это оказалось намного ниже планируемого уровня инфляции (на конец 2019 года Центробанк ожидает инфляцию в районе 5.5%).

При этом пенсия военнослужащих должна расти также и за счет увеличения понижающего коэффициента, который, изначально составляя 54% в 2012 году, должен был расти на 2% в год, однако в 2018 году он не увеличился, так как в 2017 году уже вырос на 4%.

По данным комитета по обороне Госдумы, реальная величина пенсий военнослужащих на данный момент ниже докризисных на 20%, а зарплат военных — на 50%, соответственно, повышение на 4.3% почти не приближает их к докризисному уровню. Это происходит, в частности, из-за того, что индексации этих выплат в последние годы не производилось, и на фоне роста инфляции это и дало уменьшение их реальной величины. Получается, что рост военных пенсий отстает от роста гражданских, причем эта тенденция сохраняется и в следующем году, ведь обычные пенсии обещали проиндексировать на 7.05% в январе следующего года, а военные – только в октябре, то есть, на 9 месяцев позже, и всего на 4.3%.

Расчет военной пенсии

К военным пенсионерам относятся бывшие служащие Вооруженных Сил, МВД и других военизированных формирований, утвержденных соответствующими законами России и других республик бывшего СССР. Текущее количество военных пенсионеров в России около трех миллионов. Пенсии составляют от 34 тысяч рублей рядовому до 100 тысяч комбату. Расчет пенсии зависит от следующих обстоятельств:

  • должность военнослужащего;
  • чин военнослужащего;
  • общий трудовой стаж;
  • военный стаж.

Общий трудовой стаж должен составлять не менее 25 лет, а 12.5 лет этого стажа должна составлять военная служба. В военный стаж можно включать время обучения в военных учебных заведениях.

При продолжительности военного стажа 20 лет и менее выплачивается только 50% от пенсии, а при превышении этого стажа добавляется по 3% каждый год, но не более 85% в сумме.

  • 32% инвалиды, получившие ранения и контузии во время боевых действий в детстве;
  • 32% жители блокадного Ленинграда;
  • 16% участники Великой Отечественной Войны, воевавшие не менее полугода;
  • 15% полные кавалеры ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР»;
  • 15% полные кавалеры Ордена трудовой славы;
  • 50% герои соцтруда (и герои труда Российской Федерации);
  • 100% полные кавалеры Ордена Славы;
  • 100% герои СССР и Российской Федерации.

Понижающий коэффициент

Вспомним про понижающий пенсионный коэффициент, введенный в 2012 году. Тогда он был равен 54% от суммы пенсии, то есть, военные пенсионеры получали чуть больше половины положенной им пенсии. Сейчас он вырос до 72.23%, однако до сих пор, как видно, не достигает 100%. При этом понижающий коэффициент касается военных и пенсионеров МВД, но не касается прокуроров, судей, сотрудников ФСБ и следователей следственного комитета, в том числе прокуроров, судей и следователей военных судов и прокуратур, несмотря на то, что их пенсия финансируется из тех же источников, что и пенсия остальных военных, то есть, из средств министерства обороны.

Помимо этого, существуют гражданские государственные служащие, пенсии которых приравнены к военным, но понижающий коэффициент на них не действует. Это, конечно же, сотрудники аппарата администрации президента и правительства, а также депутаты. Более того, при расчете пенсии гражданских государственных служащих используется их средний заработок, а при расчете пенсий военных – только его окладная часть, а все надбавки в пенсию не входят. Так же, средний размер военной пенсии не может превышать средний размер гражданской более чем в 1.7 раз, но это не относится к другим государственным служащим, у них размер пенсии не ограничен.

Для остальных категорий военных пенсионеров действует понижающий коэффициент. Кроме того, все эти годы индексация пенсий военных пенсионеров заморожена, а их рост производится путем повышения этого коэффициента, что и выдается за индексацию, хотя, по сути, это возвращение части пенсии, которую уменьшили в 2012 году.

Естественно, повышение данного коэффициента отстает от уровня официальной инфляции, а ведь пенсии по закону должны индексироваться на уровень инфляции по итогам прошлого года. Хорошо это видно на примере 2016 года: уровень инфляции в предыдущем, 2015 году, составил 12.91%, а военные пенсии были проиндексированы только на 4%, впрочем, как и все остальные.

Правительство должно было произвести вторую индексацию, но, вполне ожидаемо, отказалось от нее, заменив единовременной выплатой в размере 5000 рублей в январе 2017. Этот маневр позволил еще сэкономить за счет пенсионеров, так как размер пенсии после этой выплаты, естественно, не увеличился.

В результате, правительство потратило на пенсии значительно меньше, чем должно было, и пенсионеры, как военные, так и гражданские, недополучили гораздо большую часть пенсии в обмен на единовременную выплату. Примерно в это же время правительство лишило индексации пенсий работающих пенсионеров, чем еще больше уменьшило пенсионные расходы.

Следует отметить, что, не смотря на введение понижающего коэффициента, военные пенсии все же повысились в результате повышения зарплат военных, от которых они зависят, хотя и оказались значительно меньше обещанных величин.

Среди военных бытуют слухи, что правительство отменит понижающий коэффициент, однако, к этому нет никаких предпосылок, так что следует надеяться только на его постепенное снижение до нуля, которое должно произойти через несколько лет.

Это все, что мы можем рассказать про повышение военных пенсий в 2019 году — самые свежие новости с 1 января в России — последние решения президента и министра обороны, а также про постановление правительства Госдумы (проект закона) военнослужащим. Если вам есть, что рассказать и у вас уже была прибавка, вторая пенсия после 60 лет, поделитесь мнением в комментариях. Также расскажите, что вы думаете, какой будет индексация выход на пенсию для пенсионеров, считаете ли вы, что произойдет отмена пенсии.

Если будут еще какие-то новости о том, когда увеличат пенсии и на сколько, поможет ли выслуга лет, как изменятся пенсии, какой будет страховая и будет ли повышение понижающего коэффициента, мы обязательно об этом расскажем здесь, на этой странице. Следите за обновлениями, когда добавят, поднимут и проиндексируют пенсии.