Семинар практикум по экологическому воспитанию школьников. Семинар-практикум для педагогов по экологии. Песня «Раненная птица»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

    Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

    Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

    Развивать познавательный интерес у педагогов;

    Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

I . Экологический тренинг для педагогов (Книс А.Н.).

    Представление названия команды.

    Разминка.

    Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» (Рогаткина О.Ю.).

    Решение педагогических ситуаций

    Загадки на тему “С днем рождения, земля!” (Рогаткина О.Ю.).

    Творческое задание.

    Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).

    Мастер – класс (Мосейкина С.А.).

    Выставка дидактических игр по экологии.

II . Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдёт семинар-практикум на тему: «Экологический мост».

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать экологическое название команде и нарисовать эмблему.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

    Разминка.

    И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

    Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

    Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

    Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

    Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

    Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

    Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

    Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

    Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)

    Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)

    Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

    Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)

    Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

    Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

    Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

    Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

    Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

    Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

    Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

    Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

    Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

    Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду», который проведёт с вами Рогаткина Ольга Юрьевна.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

    Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

    Уж на дороге греется – (перед дождем).

    Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

    Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

    Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

    Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

    Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

    С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

    Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

    Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

    Ворона кричит зимой – (к метели).

    Лягушки квакают – (к дождю).

    Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

    Около луны звезда народилась – (к потеплению).

1.4 . Решение педагогических ситуаций .

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки на тему «С днем рождения, земля» (Рогаткина О.Ю.)

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце).

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед).

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна).

4. Бежит по снегу, а следу нету (поземка).

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц).

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса).

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо).

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода).

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень).

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется (родник).

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок).

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи (ноябрь).

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима).

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло (туман).

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето).

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь).

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 .Весна красна цветами, а осень пирогами .

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7 .Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь).

1.8. Мастер- класс от Мосейкиной С.А.

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание).

1.9. Выставка Д/игр по экологии (определить победителя)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку, Д/игр по экологии, которые пригодятся вам в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Приложение. Решение педагогических ситуаций.

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

оксана кочубей
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

О. С. Кочубей, воспитатель

МБДОУ «Ольгинский детский сад»

Семинар– практикум «Путешествие в экологию »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи :

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей ;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования ;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Путешествие в экологию » . Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии . Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии , об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания .

1. Семинар предлагаю начать с дискуссии.

Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии ? (ответы коллег) слайд3

Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии . (слайд 4)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука , изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание ? (слайд 5)

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Этот год объявлен годом экологии . Президент РФ подписал Указ и четко наметил конкретные цели тематического года (слайд 6) :

Привлечь внимание граждан к проблемам экологии ,

Обезопасить существующие экосистемы,

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (слайд 7)

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие» , которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так : (слайд 13)

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология . Простой пример : несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что то другое, не свойственное данным местам, уходят какие то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего – нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия , а иногда и к экологическим катастрофам . Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг» .

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать : если пыль существует, значит это для чего – нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей : ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли : она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания , то среди них будут : (слайд 8) :

Введение ребенка в мир природы,

Формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование у детей трудовых навыков и умений,

Формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа» , которая представлена на слайде 9.

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы : сначала неживой (блоки «Вода» , «Воздух» , «Камни, песок, глина» , затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва» , и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения» , «Животные» ).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне : на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес» ).

Четвертый уровень (обобщающий) : блок занятий «Человек и природа» , в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для : (слайд 10)

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого -эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (слайд 11) :

Можно выделить два направления :

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих .

В первом направлении : экологические центры , экологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки .

Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа . Я бы хотела немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа .

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы (слайд 19) :

Цветники

Скворечники

Кормушки для птиц

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Центр воды и песка

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию мы привлекали родителей и детей, например, родители приняли участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха) . Тем самым детям дали возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы , дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки» , еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка : Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции : «Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка» , «Госпожа Ель» , «Цветочная поляна» , «Пернатый мир» , «Муравьиный дом» , «Мусоринка» и др.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании , необходимо использовать разные методы и формы работы.

Какие методы вы знаете?

Наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 14, 15) ;

Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование) ;

Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение) ;

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

4. Предлагаю вам несколько игр.

Дид/игра «Найди свой дом» (слайд 12)

Цель игры : Найти целый предмет по части.

Игровое действие : Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила : Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование : На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна) ; макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные) . В нашем случае просто карточка, с нарисованным деревом.

Ход игры:

Дети, в данном случае педагоги – «зайчата» . Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом» .

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко » (слайд 16, 17)

Наука о животных. (Зоология)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Наука о растениях. (Ботаника)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

(слайд 18)

Блиц –конкурс «Предсказание погоды»

Ласточки летают низко к земле – к дождю

Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде

Когда цветет черемуха- к заморозкам

Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме

Комары роем летают – к теплой погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю

Экологические задачи

Петя с мамой отправились в лес за грибами

Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос : почему она так ответила.

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет)

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

Давай поймаем ее, - попросил Витя

Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля

От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос : Кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками. Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие ) Барри закон

Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос : «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии »;

Желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний» ;

Зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме , не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии . Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании . Желаю вам успехов в работе.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Нормативные документы :

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.) [Электронный ресурс] // Режим доступа : www.consultant.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии " [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Литература :

1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников . –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2006. – 176с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.

6. «МЫ» . Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб : М 94 «Детство – пресс» , 2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог . Программа экологического воспитания в детском саду : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

v Развивать познавательный интерес у педагогов;

v Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Задание «Рассуждай-ка».

5. Консультация для воспитателей: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность »

6. Это интересно знать.

Ход семинара

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

– опыты, поисковая деятельность,

– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

– экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

2. Задание «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

«Что должно быть в природном уголке?»

Игрушки (аналоги животных)

Ведро детское (1-2 л)

Лейка детская (1-2 л)

Лопатки-рыхлители, палочки

Опрыскиватель

Щеточки, широкие кисточки

Фартуки клеенчатые/ тканевые

Уголь древесный

Совки для мусора

Календарь наблюдений за неживой природой

Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы(растения), овощи, фрукты, времена года

Оборудование для игр с водой

Детские работы соответствующей тематики

Детская литература

Секаторы или ножницы

Гербарий

1-я младшая группа

Аквариум (золотая рыбка, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин , фикус, хлорофитум, кливия, бегония.

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко)

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)

Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)

Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

2-я младшая группа

Аквариум (1-2 золотые рыбки, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, герань, колеус, бегония.

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь), книги с иллюстрациями животных и птиц.

Альбомы «Времена года»

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)

Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки

Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

Средняя группа

Аквариум (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась)

Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календари погоды и природы

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)

Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Старшая группа

Аквариум (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия)

Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, кливия, герань, бегония, примула, традесканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград

Овощи и фрукты (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).

Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады

Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы . Они звучат так:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта , когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Колташкова Светлана Яковлевна,

заместитель заведующего

по воспитательной работе

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

города Ханты-Мансийска

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Подготовка к семинару – практикуму:

  1. Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
  2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
  3. Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч по кругу с представлением)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»

Стихи под музыку…………

Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание)

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000686 отправлено 9 июля 2012г. квитанция 62502649561268

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Цель семинара-практикума:

развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
  2. Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
  3. Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.

Подготовка к семинару:

Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.

ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Форма проведения: педагогическая студия.

План семинара-практикума:

  1. Открытие педагогической студии. Вступительное слово. Разминка.
  2. Игра «Вопрос - ответ» (экологической направленности).
  3. Доклад - презентация по теме мероприятия.
  4. Составление синквейна «Экологическая игра».
  5. Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология).
  6. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
  7. Игра «Сороконожка» (динамическая пауза).
  8. Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций).
  9. «Ярмарка педагогических идей» (дидактические игры экологической направленности).
  1. Творческое задание.
  2. Музыкальный конкурс.
  3. Заключительное слово старшего воспитателя. Подведение итогов. Рекомендации педагогам по теме мероприятия.
  4. Упражнение - рефлексия «Оживи росток».

Ход семинара-практикума:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Предлагаю вначале погрузиться в приятные воспоминания о природе. А для более реальных ощущений у нас есть волшебный цветок.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Разминка

И так что же такое экология? (Ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Какая должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Игра «Вопрос - ответ»

Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование .)

Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)

Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольные печатные игры;

Словесные игры.

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах - как часть занятия.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Составление синквейна «Экологическая игра»

Синквейн классический (строгий)

первая строка - тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение

вторая строка - два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы

третья строка - три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

четвертая строка - предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме

Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных.

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Уж на дороге греется - (перед дождем).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег - (за сутки до оттепели).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день -

(к хорошей погоде).

  • Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
  • Около луны звезда народилась - (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Сороконожка» (динамическая пауза)

Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций)

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг. (Солнце)

  1. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед)
  2. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (Луна)
  3. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
  4. Пол - лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц)
  5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем: ищем, ищем - не найдем. (Роса)
  6. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется…? (Эхо)
  7. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (Дождь)
  8. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается. (Вода)
  9. Сколько по ней не иди - все будет бежать впереди. (Тень)

11. Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник)

  1. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок)
  2. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
  3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима)
  4. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (Осень)

16. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман)

  1. Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето)
  2. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

«Ярмарка педагогических идей»

(дидактические игры экологической направленности)

Творческое задание

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

  1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
  2. Увидел грача - весну встречай.
  3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  5. Любишь кататься - люби и саночки возить.
  6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Музыкальный конкурс

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите: о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание.)

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

Упражнение - рефлексия «Оживи росток»