Открытое занятие в подготовительной группе на тему: «Рождество Христово». Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество Физкультурная минутка «Ангел»

Мария Хорьякова
Конспект занятия по развитию речи «Светлый праздник Рождество»

Программное содержание :

Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве ; разучить новую колядку; учить использовать нетрадиционную технику рисования; обогатить словарный запас существительными (волхвы, ладан, смирна) ;

- развивать речь , внимание, память, мышление, положительные эмоции, чуткость к родному языку;

Воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

Вход воспитателя с детьми на фоне песни «Ночь тиха над Палестиной» .

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна. Я работаю в другом детском саду, с другими детками. Но я знаю, что и вы очень любознательные, смышленые и интересные!

Ребята, а как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях) . Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество !

Ребята, пройдите и займите свои места на стульчиках.

Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки :

Кругом рождественская мгла ,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!»

На свете нет другого праздника любви и света , который объединяет всех людей. Везде, где живут люди, которые веруют во Христа, празднуется этот день , его каждый год с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Ребята, а кто из вас знает, что же это за праздник – Рождество ? Что мы отмечаем в это день? (Рождение младенца Христа )

Верно, ребята! Мы сейчас с вами прокрутим 3 раза волшебное колесо истории и оно нам много нового и интересного расскажет о празднике ! А колесом истории у нас будет старинная русская прялка.

Ребята, надо крутить и произносить волшебные слова : «»

Кто мне хочет помочь крутить колесо истории?

Воспитатель вместе с ребенком крутит прялку, проговаривая волшебные слова.

Ой, смотрите! Прялка выдала нам клубочек! Посмотрим, куда он катится.

Да это же город Вифлием! Город, в котором родился Христос. А вот и пещера, в которой скрывались от непогоды животные : вол и осел, - они согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка).

Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества ? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу).

Давайте обратимся к экрану и посмотрим, ничего мы не забыли перечислить ?

Вот у нас и появился план по подготовке к Рождеству .

Ребята, есть замечательная традиция. Перед Рождеством люди плетут веночки из еловых веток, которыми украшают двери, праздничный стол . Считается, что такой венок приносит удачу. Открою маленький секрет : я заранее сплела такой венок из сосновых веток, но его надо сделать нарядным.

Давайте пройдем в нашу мастерскую и покроем золотистыми и серебристыми блестками шишечки, которыми украсим венок. Как волхвы пришли к младенцу с дарами, так и мы сегодня не с пустыми руками пойдем колядовать. Ребята, цвета у нас сегодня исключительно праздничные , блестящие. Посмотрите, как я буду покрывать чешуйки шишек блестками. А работать мы будем под замечательную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Декабрь» .

Под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» раскрашиваем шишки.

Пока наши изделия подсыхают, вернемся на стульчики. Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество » - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику , о том, с каким чувством его ждали (с. 12) . Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?

Чтение отрывка.

Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника )

А захотелось пойти Христа славить?

Как только наступал первый день праздника , на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками-колядками. Одну из таких колядок мы с вами сейчас выучим. Вот послушайте :

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.

Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть? (Спросить 1-2)

Приглашаю вас, ребята, начать святочные гуляния!

Колядовщики, давайте-ка для начала, чтобы не замерзнуть на улице, поиграем в игру «Золотые ворота» .

Дети делятся на 2 команды. Одна команда берется за руки и произносит слова :

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй аз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой» . На последние слова дети опускают руки и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

А теперь наряжаемся и гурьбой колядовать!

Выходит чтец и рассказывает стихотворение.

С неба ангел к нам спустился

И пропел : «Христос родился!»

Он родился не в палатах

И не в каменных домах,

Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять .

Звучит музыка колядовщиков. Дети заходят, рассказывают стихи.

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

С Христом, с Рождеством ,

С годовым праздничком !

2. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять .

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

3. С неба ангел к нам спустился

И сказал; «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

С Рождеством вас всех поздравить !

4. Мы маленькие детки,

Сломили по ветке,

В ограде стояли,

Христа прославляли!

Рай отворился –

Христос народился!

5. Ангелы поют

И нам радости дают!

И мы радость принимаем,

С Рождеством вас поздравляем !

Все под ритм музыкальных инструментов

6. Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Воспитатель :

Не пора ли вам, друзья,

Колядовщиков-то одарить?

Щедро всем распорядитесь!

Вот нам и угощение к праздничному столу !

Жюри одаривает детей

1. Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

2. Чтобы колос - с бревно,

А зерно – с ведро!

3. Кому песни поем,

Тому будет добро!

4. Тому сбудется,

Не минуется.

Дарим рождественский венок жюри

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом, и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

Ребята, давайте снова попросим волшебный клубочек и прялку помочь нам и показать дорогу к праздничному столу . Присядьте на свои стульчики и приготовьтесь произнести волшебные слова.

Раз, два, три, прялка, помоги!

Ой, что -то не крутится колесо! Ребята, клубочек мне подсказывает, что нужно сказать, что вы узнали нового на занятии , что вам запомнилось? (Ответы)

Теперь попробуем еще раз :

Раз, два, три, прялка, помоги!

А вон и прздничный стол, давайте к нему пройдем и устроим чаепитие со сладостями!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 4»

Московская область, г. Можайск
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

на тему: «Рождество Христово»

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.
Задачи:


  • Нравственное воспитание – воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, доброе гуманное отношение к окружающему миру; выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия; побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

  • Умственное воспитание – побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

  • Явления общественной жизни – знакомить с православными традициями жизни, как радостью жизни христиан.

  • Развитие речи – побуждать детей размышлять на проблемно-нравственные темы и высказывать свои суждения о содержании, смысле стихотворного текста.

  • Художественно-эстетическое воспитание – ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан; совершенствовать изобразительные навыки, способствовать творческой деятельности.

  • Игровая деятельность – воспитывать навыки дружественного общения; учить детей совместной творческой деятельности.

  • Словарная работа – Бог, Ангел, Рождество Христово, христиане, храм, вертеп, волхвы, миротворцы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:


  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при слушании «Рождество Христово», «Предание о рождественской елке», стихотворений «Скоро Рождество», «Елочка, здравствуй».

  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.

  • Интересуется изобразительной деятельностью (рисование елки).

  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая ее выразительными движениями.

Материал: бумага для рисования, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература:


  1. Хрестоматия №4 «Чему мы радуемся?» Православные праздники

  2. Хрестоматия №2 «Хорошо – плохо»

  3. Музыкальное пособие (CD-диск)

Дети сидят перед воспитателем на стульях, поставленных полукругом.

Воспитатель:

Дети, вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для христиан особенно радостные дни: дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Нужно поблагодарить Его, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В Храме, доме Божием, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в Храм на торжественную службу.

Один из главных праздников христиан – Рождество Христово.

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился Маленький Христос.

Хотите, я расскажу вам о Рождестве?
Воспитатель приглашает детей подойти к себе.
Хрестоматия №4 (путешествие с книгой) стр. 4 – 8. Чтение, сопровождаемое показом рисунков.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при Храме. За Ее доброе сердце Бог избрал Ее стать Матерью Божией. Он послал своего вестника – Ангела – сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был придти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились ему и подарили подарки.
- К празднику Рождества Христова христиане готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Не просят для себя, стараются одарить других.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Послушайте, что люди могут совершить для Бога.
Хрестоматия №4 стр. 12
Скоро Рождество
Скоро Рождество

Елочку зажгут.

И волхвы дары

Богу принесут.

Ну, а что же вы

Припасли Ему?

Что могли бы вы

Подарить Ему?

Приходите – он

Ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел,

Добрых, честных глаз,

Ждет любви к родным,

Жалости к больным,

Состраданья к бедным,

Слабым, пожилым.

Ангелы над злыми

Горько слезы льют,

А над миротворцами

Ласково поют.
Хрестоматия №2 (обсуждаем – размышляем) стр. 24
Игровое упражнение «Выбери, что хорошо – что плохо»

(хвастовство, грубость, жадность, лень, доброта, дружелюбие, щедрость, милосердие). Воспитатель называет – дети хлопают в ладоши, когда услышат «хорошо».
- Дети, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Присядьте, я вам сейчас расскажу.
Дети свободно рассаживаются на ковре
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая елочка. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем Ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты? – колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала Ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих подруг». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то ни благоухание в пещере, ни роскошный веер пальмы не привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будят, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
Показать рисунки из хрестоматия №4 стр. 13, 20
- Давайте и мы с вами порадуемся и повеселимся и исполним песню «В лесу родилась елочка» (поем песенку, изображаем живые картинки. Музыкальное пособие 73, музыка Л. Бекман)
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как дети разговаривают с елкой.

Хрестоматия №4 (обсуждаем – размышляем) стр. 22
Елочка, здравствуй
- Елочка, здравствуй! Тебя мы возьмем,

В город далекий с собой увезем.

Милые дети, не троньте меня,

Дайте дожить до весеннего дня!

Елочка, елочка, сколько свечей

Мы бы зажгли на верхушке твоей!

Милые детки, в лесу надо мной

Звезды сияют короной ночной!

Елочка, елочка! Сладких конфет

Здесь у тебя уж, наверное, нет?

Детки! Вы летом придите ко мне –

Ягоды будут в лесной глубине.

Елочка, холодно, жутко зимой,

Лучше на санках поедем домой!

Детки, сам Бог уж подумал о нас,

Елкам из снега он шубы припас!

Елочка! С нами не будешь скучать,

Будем мы петь, танцевать и играть!

Детки! Могу ль я у вас не грустить?

Лес мой родной не смогу я забыть.

Елочка, как же, скажи, без тебя

Праздник мы будет встречать у себя?

Детки, зато в светлый праздничный час,

Елочка будет молиться за вас.

Воспитатель: о чем просит елочка детей? Что ей дети отвечают? Почему елочка не хочет уходить из леса? (там ее дом, без леса она погибнет, она нужна в лесу…)
Динамическая пауза
Дети встают в рассыпную.

Музыкальное пособие 76. Цикл «Времена года». Декабрь. Музыка П.И. Чайковский
Воспитатель под тихую музыку произносит текст, дети имитируют движения.
- Как хорошо елочкам в родном лесу. Все лето они улыбались, слушая пение птиц, радовались легкому прикосновению лесного ветерка (покачивание). И даже наступлению холодов рады елочки. Ведь Бог позаботился о них и одел в теплые снежные шубы (слегка расставляют руки, медленно кружатся). Пробегут мимо лесные звери, и елочка укроет их от зимней стужи своими большими пушистыми ветками (наклон, руками как будто накрываем зверят). Спасибо тебе, елочка, за то, что ты своей скромностью и добротой украшаешь наш лес.
Воспитатель: мы не будем забирать елочку из ее родного дома (леса). Мы будем беречь красоту сотворенную Богом. Мы порадуем своих близких и порадуемся сами делами добрых рук наших. Нарисуем для праздника красивую елочку.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Хрестоматия №2 «хорошо – плохо» стр. 77
Воспитатель: ваши руки многое могут делать, только не надо давать им лениться.

«На что похожа рука?»
Ладошка – на лопату.

Пальчики – на грабли.

Кулак – на молоток.

Два пальца – на клещи.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение

Музыкальное пособие 70. Новогодний хоровод. Музыка Г. Струве; 71. Новогодняя полечка. Музыка Ю. Ким
Воспитатель: какие красивые елки у вас получились; вы сегодня много узнали о приближающемся празднике Рождества Христова, о том, что в этот день нужно быть умеренным в своих потребностях, но щедрым к окружающим вас людям; готовясь к встрече Рождества, вы сделаете много подарков своим близким и порадуете всех добрыми делами.

Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, посвященный празднику Рождества Христова. Цель предлагаемого занятия - познакомить детей с историей возникновения праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки… (да)

Веселые Петрушки… (да)

Большая хлопушка… (да)

Сушеная лягушка… (нет)

Разноцветные флажки… (да)

Мясные пирожки… (нет)

Яркие картинки… (да)

Рваные ботинки… (нет)

Рыбки золоченые… (да)

Колбаса копченая… (нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!


Цель занятия: познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу.

Задачи занятия:

  • продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий;
  • познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;
  • обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;
  • пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
  • продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Новые слова и понятия: Вифлеем, Вертеп, Ясли, Иисус Христос.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Птичка”)

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

О каком обычае идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина. В какой православный праздник он существовал? (Раньше в России существовал обычай в праздник Благовещения покупать птиц и отпускать их на волю).

Какому событию посвящен праздник Благовещения? (Архангел сообщил Марии о том, что именно она родит Иисуса Христа)

Где воспитывалась Мария? (Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, в служении Господу)

Почему Мария приняла решение не выходить замуж? (Она дала обет Богу)

Кто такой Иосиф?

III. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)

Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова -
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.

Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.

Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.

В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.

Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!

О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом). (Слайд 1)

IV. Рассказ учителя, работа со слайдами.

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.

Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?

(Рассказывает подготовленный ученик)

Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.

(Продолжает учитель).

Иисус родился в городе Вифлееме. В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда. (Слайд 2 )

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (Слайд 3 )

(Показ слайда сопровождается рассказом подготовленного ученика)

Мы знаем много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Слайд 4 , Слайд )

(Продолжает учитель.)

В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.

V. Физминутка.

VI. Продолжение объяснения материала.

Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Послушайте рождественский тропарь- это праздничное славословие: (Слайд 8)

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссия мирови свет разума;
Тебе кланятися Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Подумайте, почему это самый любимый детский праздник?

Теперь немного подробнее о самом празднике. Ему предшествует 40-дневный пост, во время которого мы каждый день вспоминаем, ради чего лишаем себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января), или сочельник, проходит в особенно строгом посте: только с первой звездой можно поесть пшеничной каши с мёдом – сочива. Часы, совершаемые в навечерие рождества Христова, называются царскими, потому что эту службу посещали раньше византийские императоры. После празднования Рождества Христова целых две недели можно лакомиться чем угодно, даже в среду и пятницу. Эти дни называются святками, или святыми днями. Давайте будем и мы с вами веселы и счастливы в святые дни, чтобы свет нашей радости падал на всех, с кем мы встречаемся.

Люди всегда отмечали этот праздник очень торжественно и красиво. Как вы думаете, какое самое любимое украшение детворы в этот праздник. А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку)

Правильно, но почему именно ёлку? А вот это вы сейчас и узнаете.

(Инсценировка “Три дерева”)

ТРИ ДЕРЕВА

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Первый пастух
  • Второй пастух
  • Ангел
  • Пальма
  • Маслина

Декорация зимнего леса.

Реквизит:

Зеленые шапочки с бумажными листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;

Красивый сосуд для масла - Маслине.

Вот явилась к нам сама
Прямо с Севера зима.
Лес весь в белом - волшебство!
Скоро праздник - Рождество!
Ночи зимние тихи.
Шли по лесу пастухи...

СЦЕНА 1

Появляются Пастухи.

Первый пастух (обращаясь ко Второму пастуху и указывая вверх)

Посмотри-ка вот сюда - Видишь? Яркая звезда!

Второй пастух (пристально вглядываясь в небо)

Где звезда? Пока не вижу –
Подойду к тебе поближе.

Первый пастух подходит ко второму пастуху. Вместе они смотрят вверх.

Первый пастух

Вот, гляди же! Золотая! Ярче всех горит! Святая!

Второй пастух

Как сияет! Как горит! Будто что-то говорит!

А о чем? Хотите знать?
Я могу вам рассказать.

Пастухи (хором)

Конечно, хотим! Расскажи скорее!

Века назад, вот так, как вам,
Звезда явилася волхвам
Как знак небесный: скоро всем
Прибыть в далекий Вифлеем,
Где родился в яслях овечьих
Спаситель душ всех человечьих.
Деревья, люди, звери, птицы
Пришли Младенцу поклониться.

СЦЕНА 2

Появляются Пальма, Маслина и Елка.

Поспорили Пальма, Маслина и Елка,
Что в дар принести им Святому Ребенку.
И Пальма склонилась к прекрасной Маслине...

Пальма (Маслине)

Пойдем же и мы на поклон вместе с ними!

Постойте, мои дорогие сестрицы, -
Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма (презрительно)

Куда тебе с нами, колючая Елка?
Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат -

(Показывает залу красивый сосуд.)

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма (подхватывает)

Да, Елки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою -
И будет он спать в тишине и покое!

О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.
Не в силах дарами я с вами сравниться!

Появляется Ангел. Маслина, Пальма, Елка обступают его.

Явился я к вам разрешить этот спор.
Да будешь ты лучше хвастливых сестер!

(Торжественно провозглашает, обращаясь к Елке.)

За скромность твою я тебя возвеличу –
И будет отныне прекрасный обычай:
Игрушками Елку зимой украшать
И этим Рожденье Иисуса встречать!..

Почему Иисус родился не в Назарете, где жили Мария и Иосиф, а в Вифлееме?

Кто и каким образом был извещён первым о рождении Спасителя?

VIII. Домашнее задание.

Выполнить творческую работу (по желанию) на тему “Если бы я шёл к Младенцу” (Изготовить своими руками подарки, которые бы дети хотели подарить Младенцу Христу).