Что делать, если ребенок боится делать ошибки. Ребенок боится выступать перед зрителями Высказывать свое мнение

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Как раз сейчас наслушаешься родительских рассказов о том, как страшно отпускать свое чадо далеко от себя и что гораздо спокойнее, если ребенок останется под их присмотром, и уж профессию они ему сами подберут, и о будущем позаботятся… Родителям действительно так спокойнее. Пока.

«Как мама взрослого уже сына, я прекрасно знаю, что значит отпускать от себя ребенка. Причем не однажды, когда он уже вырос, а понемногу, все время пока он взрослеет, – говорит Татьяна. – И как мама единственного сына, я признаюсь: всю жизнь боялась, что в мое отсутствие с моим ребенком может что-то плохое случиться. Всю жизнь преодолевала, да и до сих пор преодолеваю этот страх. Но теперь уже с удовлетворением: в ижу, что из моего парня получился по-настоящему взрослый и ответственный человек, мужчина, готовый отвечать за себя и свою семью».

Наш с Татьяной разговор состоит из воспоминаний. Ее сын рос на моих глазах тоже. Помню, как маленький Гоша, впервые пойдя в школу, после недели провожаний заявил маме, что уже взрослый и будет ходить сам. Таня сильно переживала, и даже выслеживала его потихоньку, чтобы шестилетний малыш ее не заметил. Но решила, что будет уважать желание своего сына. Потом первоклашка отказался от того, чтобы ему помогали делать домашнее задание. Это тоже было принято. Во все спортивные секции подрастающий Гошка тоже записывался сам. И так получилось, что и свою будущую профессию тоже сам выбирал. А потом, после школы, рванул в далекий огромный и чужой город, чтобы поступить в университет и выучиться своему делу.

Времена были трудные и безденежные. Все время учебы Гоша работал. Семья, что могла, высылала ему, но это были крохи. Уже на последних курсах парень просил: «Мама, не шлите мне денег, я сам зарабатываю». Но как оставить мальчишку, живущего за тридевять земель, без хоть и маленькой, но помощи. Все так и продолжалось, пока Татьяне не вернулся очередной банковский перевод. «Мама, я больше просто не буду ходить и получать деньги от вас. Будете высылать – будут возвращаться».

Мне иногда кажется, что Георгий уже родился таким самостоятельным. Но и Тане я отдаю должное, она действительно ломала себя, боролась с постоянным материнским желанием делать жизнь своего единственного ребенка за него самого. Ведь так спокойнее.

Я хорошо понимаю родителей, которые опекают своих детей во всем. Понимаю, но, думаю, что это все же неправильно. Конечно, волнение за свое чадо есть всегда. Но пробовать эту жизнь на вкус надо начинать именно в родном доме, с детства, пока у ребенка еще есть возможность опереться на родителей. Очень хочется, но у вас не получится всегда стелить соломку там, где будут идти его ноги. И окрепнуть они должны именно с вашей помощью.

Воспитать своих детей самостоятельными сильными людьми – наша с вами первая задача. Им будет куда сложнее, чем нам – людям из советского прошлого, когда многое было решено за нас. Мир, в котором придется жить нашим детям, куда сложнее. Так с чего же начать такое воспитание? Как это ни странно, с себя. Вместе со своим маленьким ребенком придется воспитывать себя самого. Прежде всего учиться не запрещать малышу все подряд, не ругать за излишнее любопытство и не нервничать, когда он делает что-то слишком медленно и неуклюже. Он маленький, и руки его еще не слушаются, и сообразить быстро что к чему не получается. Что требуется от нас – обеспечить малышу безопасное пространство: закрыть розетки, убрать подальше чайник с кипятком, поднять повыше ножи-вилки, стеклянные стаканы и т.п. И дать ему свободу – пусть сам играет, пусть пытается надевать носочки, пусть ищет, куда закатился мячик. Если хочет, пусть делает. Не мешайте ему, не препятствуйте.

Не сопротивляйтесь, когда малыш пытается помочь вам на кухне, в огороде, хочет сам заправить постель, подмести пол. Понятно, что если ему 3-4 годика, а именно в этом возрасте появляются первые такие порывы, то сделать все по-взрослому ребенок не сможет, и вам придется переделывать. Переделывайте, не ворчите, а хвалите ребенка за то, что он попытался . Не душите его инициативу.

Вспомните себя лет в 6-8. Как вам хотелось принять участие в семейном совете, когда родители обсуждали покупку, поездку, где провести выходной, какие обои поклеить в детской. Вашему ребенку тоже хочется сказать свое веское слово. Делайте так, чтобы его желание было учтено. Если нельзя, объясняйте почему, не отмахивайтесь: ты еще ничего в этом не смыслишь. Так, правом голоса, воспитывается привычка принимать решения . Без этого важного навыка человек не повзрослеет, он решит, что в жизни все происходит и так, без него.

Оставьте своему ребенку право на ошибки. Это касается не только домашних заданий. Дайте ему возможность принять решение, сделать так, как он считает нужным, и не устраивайте скандалов, если что-то пойдет не так. Все, что делает человек, это его опыт. И именно опыт учит нас жизни.

Давайте как можно чаще понять своему сыну или дочке, что их помощь очень для вас важна. Что благодаря ей вы успеете больше сделать, или, наоборот, немного отдохнуть. Будет просто отлично, если что-то в доме ваши дети научатся делать постоянно, без напоминаний и просьб. Так в человеке начинает развиваться ответственность.

Именно из таких маленьких шагов в детстве начинается путь во взрослую жизнь.

А теперь о том, с чего мы начали. О том, что своих детей нужно уметь отпускать от себя. Не у всех нас это получается легко. Иногда это по-настоящему мучительно. Но надо с этим смириться, надо этому учиться. Любить свое чадо и одновременно уважать в нем самостоятельную личность. Потому что когда ваш малыш вырастет, ему придется брать на себя ответственность за свою, а, может, и за вашу жизнь тоже . И тогда вы скажете себе спасибо, что научили его принимать решения и не бояться жизни. Думайте об этом уже сейчас, пока ваши дети еще совсем маленькие.

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.


Как вести себя маме, когда ребенок боится всего — паучков, людей — вплоть до истерик, спать хочет только с включенным светом. Это не просто привлечение к себе внимания, а сковывающий страх. Как научить ребенка не бояться? Что делать, чтобы предотвратить ужас и испуг маленького человечка? Каковы причины страха у детей и что делать родителям? Ведь нельзя же все время быть рядом с ребенком, не выпуская его из виду. А детский сад, школа, когда мама далеко, — как тогда быть?

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут разобраться, почему ребенок испытывает страх, начиная с трех-пятилетнего возраста. И дадут родителям возможность, не ожидая советов извне от различного рода психологов, победить страх у детей навсегда.

Научить выносить эмоции наружу

Страх возникает у детей, обладающих зрительным вектором. Такие дети — самые чуткие, эмоциональные, требующие родительского внимания и эмоциональных связей с мамой. Например, ребенку без зрительного вектора не нужно много эмоций, а зрительный — это эмоциональный троглодит.

Для ребенка очень важно получать чувство защищенности и безопасности от мамы. Так же, как для мамы важно получать ее от мужа. Если супруг обеспечивает этим фундаментальным чувством жену, ребенок ощущает спокойное эмоциональное состояние матери.

Особое значение имеет состояние мамы, потому что мать и дитя напрямую связаны психологической пуповиной, особенно до шести лет. Отсутствие ощущения защищенности и безопасности — одна из причин страхов у ребенка. А проецироваться это может на все что угодно: насекомых и животных, людей, темноту. Но корень один — это страх смерти.

Причины страха у детей:

— потеря чувства защищенности и безопасности;

— отсутствие близкой эмоциональной связи с мамой;

— страх как врожденное свойство зрительного вектора.

Как научить ребенка не бояться

Зрительный ребенок имеет один из двух типов интеллекта — образный. Развитие образного интеллекта влечет за собой развитие чувственности, которая, в свою очередь, избавляет ребенка от . Книга — один из лучших друзей для обладателя зрительного вектора. И объем поглощения информации в потенциале огромен. Маме только нужно подавать личный пример чтения литературы и научить ребенка читать. Это можно делать уже с 3-5 летнего возраста, а не когда «школа на носу». А пока он еще не умеет сам, читать ребенку сказки, художественную литературу.

Сказки бывают двух видов:

1) О каннибализме — такие, как "Семеро козлят", "Колобок" и многие другие, где главного героя какой-то из персонажей пытается съесть. Такие произведения зрительному ребенку ни в коем случае нельзя читать. Ребенок может вообразить, что это его съедает волк, и подкрепить этот образ эмоционально, что еще больше усилит страх.


2) О сострадании . Читайте, с помощью интонаций вовлекая малыша в сопереживание главным героям. Чтобы он научился сочувствовать, плакать, «болея» за жизнь героев, сопереживать их нелегкой судьбе. Это лучшая вакцина от страха. Врожденный страх заставляет ребенка бояться за собственную жизнь. Благодаря образному интеллекту ребенок воспринимает весь сюжет как происходящий наяву. Когда он вовлечен в сопереживание книжным героям, его страх трансформируется в чувство сострадания и любви. Мамочки, вложите всю душу в прочтение сюжета!

Если не научить ребенка не бояться, он может оказаться в категории жертвы в школе. Вот здесь уж точно врагу не пожелаешь тех издевательств и унижений, через которые проходят дети. Предостеречь, защитить, обезопасить ребенка — в интересах родителей.

Самый близкий и родной — тот, с кем создана эмоциональная связь

Переживайте вместе с ним, плачьте, если хочется — не экономьте эмоции. Это самое лучшее, чему вы можете научить ребенка, — не бояться проявлять свои чувства к другим людям. А маленьким бонусом за совместное прочтение сказок и художественной литературы будет близость, доверие, эмоциональная связь между вами. Помните, Александру Сергеевичу Пушкину читала книги няня Арина Родионовна? На протяжении всей жизни он питал именно к ней самые трепетные чувства.

Научившись сопереживать другим через чтение правильной литературы, ребенок вырабатывает иммунитет к страху. Больше в его жизни не будет места истерикам, ночным кошмарам, боязни оставаться дома одному или спать в темноте. Он перестанет трястись, как осенний лист на ветру, в страхе за свою жизнь.

Понимаете, о чем речь? Чтение классической литературы развивает чувственность ребенка, что помогает ему в дальнейшем счастливо жить, правильно взаимодействовать с другими людьми. Вначале его окружением будут дети в школе, во дворе, а потом люди на работе в коллективе, где он не столкнется с понятием «социофобия» и сумеет создать гармоничные парные отношения.

Научить ребенка жить без страха — вполне доступно

Огромное количество мамочек, прошедших тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поделились своими результатами о том, как изменились их дети. Ранее они тоже задавались вопросом, как научить ребенка не бояться. Для того чтобы у ребенка прошли страхи, мамочкам не нужны годы обучения. :

«…После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю.Бурлана ...»


«…Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить
…»


«…На тренинге Юрия Бурлана точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.
Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.
Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак
…»


Жизнь ребенка — в ваших руках
Ответственность за хорошее воспитание и развитие своих детей лежит на плечах родителей. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность каждой семье стоять на страже эмоционального, психического и физического здоровья ребенка и не допускать к нему врагов в виде страхов, истерик, девиантного поведения и задержек в развитии. Из умных, развитых детей складывается будущее нашего общества. Любая мамочка хочет и — благодаря знаниям системно-векторной психологии — может научить ребенка быть бесстрашным, вырастить его полноценным членом общества, способным в жизни многого достичь.

Понимать своего ребенка, его таланты и правильно с ним взаимодействовать, не причиняя ущерба в развитии и сохраняя свои нервы, научит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Добро пожаловать на бесплатный онлайн-тренинг. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология"

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога - это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях , наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым . Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: "придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать".
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.


Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх - это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.