Синий чулок – это умная женщина, запуганная девушка или все вместе? Откуда взялось выражение "синий чулок"? Синий чулок происхождение

В народе существует довольно сильное заблуждение, что синий чулок (значение фразеологизма рассмотрим сегодня) - это старая дева. Убеждение сие не соответствует действительности, и чтобы доказать это читателям, раскроем тему подробнее.

Происхождение

Конечно, выражению этому много лет и даже не одно столетие. Возникло оно в Англии 18-го века. Источники гласят, что все началось с нонконформистского жеста Бенджамина Стиллингфлита, который был ботаником, писателем и переводчиком. Может быть, из вредности, а может быть, из соображений стиля, но интеллектуал пренебрегал этикетом и предпочитал черным чулкам синие. А история стала достоянием общественности благодаря известному в ту пору салону Элизабет Монтегю. Она была не просто держателем салона, но и писательницей. Правда, судя по всему, в английские классики она не попала, зато мы ее помним благодаря выражению «синий чулок» (значение фразеологизма выясним в процессе исследования). Таким образом, первым синим чулком был мужчина, потом вообще салон переименовали в честь этого прекрасного элемента гардероба, но, правда, сделали это злые языки. Интересная история скрывается за темой «“Синий чулок”: значение и происхождение фразеологизма». Но самое захватывающее впереди.

Значение

Конечно, учитывая крепкие, почти неразрывные связи Англии и Франции, выражение перекочевало к соотечественникам Мольера без всяких хлопот. И стало означать женщин, которые внешне и внутреннее походят на мужчин и интересуются всем тем, что обычно увлекает представителей мужского пола. Но не то, о чем сейчас подумал читатель. Синий чулок (значение фразеологизма следует далее) - это, прежде всего, женщина, которая интересуется интеллектуальной культурой, политикой. Другими словами, всем тем, что отдано на откуп мужчинам. Причем совершенно неважно, могут те высказать хоть одну дельную мысль по существу или нет.

Такие женщины не хотят замыкать себя в строгих гендерных представлениях. Сейчас эта же установка выражается в словах: «Ты же девочка!». Сегодня, как и тогда, находятся прекрасные создания, которые бунтуют против сведения их жизни к стереотипу, причем мужскому, но об этом еще поговорим чуть позже. Так как тема происхождения заблуждения относительно значения фразеологизма «синий чулок» касается нас напрямую.

Скажем также, что в Россию выражение было завезено из Франции. В нашем отечестве к таким женщинам относились тоже очень скверно, но мысленно делаем скидку на время.

Исток заблуждения о смысле выражения

Почему до сих пор некоторые уверены, что синий чулок - это старая дева? Все очень просто. Меняются местами причина и следствие, причем это мужская логика. Считается, что жена не должна быть умнее мужа, ибо последнего такой факт как-то компрометирует. Остается неясным, правда, в чьих глазах. Но оставим это.

Поэтому людская молва полагает, что интеллектуалкам дорога в брак заказана, а семейное счастье не светит. Так ли это? Вопрос спорный. Да, творческие люди часто остаются в одиночестве. Иногда из-за того, что они долго ищут подходящий вариант, но чаще потому, что не могут найти родственную душу. Ведь чем человек умнее, тем труднее ему найти пару. Брак - это не только вкусный обед, но и темы для разговоров. А что делать, если потенциальные мужья или жены не блещут и ничего не слышали о Кафке, Ницше или даже не читали Л. Н. Толстого? Кто-то скажет: «Это снобизм!». Может быть, но для некоторых культурная реальность не менее важна, чем предметная действительность. Да, кстати, с другой стороны, когда людям нечего обсуждать, они не могут поругаться и развестись.

Есть ли поводы для оптимизма? Конечно! Читатель теперь с легкостью ответит на вопрос о том, какое значение у фразеологизма «синий чулок».

Эмансипация шагает по планете

Сейчас в развитиях странах, в которых нет проблем с едой, водой и образованием для населения, женщина-интеллектуалка уже не вызывает того отвращения и ужаса, которые можно было наблюдать у представителей мужского пола раньше. Наоборот, феминная особа, которая полагается во всем на мужчину, а сама она может только «быть женщиной», скорее вызывает недоумение, чем сильная независимая женщина (заметьте, без всяких кавычек). Да и надо учитывать требования времени: это к тому, что замечательные, ухоженные, умные мужчины выбирают общество себе подобных. Этот факт сужает приемлемый выбор красивой и талантливой женщины.

Успокаивает только то, что людей и так слишком много. Другими словами, полагаться сейчас нужно только на себя как мужчинам, так и женщинам. И тогда проблем будет меньше.

Мы уже выяснили, каково значение фразеологизма «синий чулок», сейчас изучаем его в исторической перспективе.

Изменение отношения к женщине-интеллектуалке

В доказательство того, что синим чулком быть не так уж страшно, а даже в некотором смысле почетно, можно вспомнить разные фильмы: один советский и несколько зарубежных. Вспомните, например, фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). В нем показано, как женщине плохо без любви, мужа и детей. Л. П. Калугину поглотило одиночество, сделало ее серой, невзрачной, старой. Понятно, что в некотором смысле фильм должен был вписываться в советскую систему ценностей, где семья - это ячейка общества.

Теперь снимают другие фильмы. В них действуют смелые девушки. Они по-мужски решительны, целеустремленны и независимы. Правда, ни один русский фильм на ум не приходит, но зато западных хоть отбавляй. Приведем в пример «Люси» (2014) или «Солт» (2010), а чуть раньше были кинокартины «Солдат Джейн» (1997) или «Долгий поцелуй на ночь» (1996).

Но самый интересный в этом смысле образец нежизнеспособности феминной женщины снял недавно Вуди Аллен. Он назвал кинокартину «Жасмин» (2013). Это как раз история о женщине, которая была женой очень богатого человека, потом в силу определенных причин она осталась одна, без денег, образования и работы. Финал там совсем печальный.

Идеал женщины, он какой?

Этот вопрос довольно трудный, потому что идеал - это явление подвижное, живое. Все меняется от эпохи к эпохе. Сегодня говорить о застывшем образце глупо, потому что слишком велика свобода. Кому-то нравятся очаровательные дурочки, а кому-то татуированные особы, слушающие тяжелый рок и не желающие рожать детей. Последние считают, что жизнь слишком коротка и прекрасна, чтобы тратить ее на распашонки и пеленки. Кто может в них кинуть камень? Для самой женщины неплохо иметь несколько планов, ролей и образов в запасе.

Но одно можно сказать совершенно точно: синий чулок в качестве возможного даже нравственного ориентира - это не так уж плохо. Человек должен уметь позаботиться о себе сам.

Сегодня мы рассмотрим значение достаточно старого фразеологизма, который появился впервые в 16 столетии.

Данный фразеологизм означает женщину, которая заменила научными предпочтениями и измышлениями личные отношения, перестала ухаживать за собой.

Предлагаю поговорить о распространённом фразеологизме «синий чулок», а также о том, как можно попытаться преодолеть синдром синего чулка.

Синий чулок в наши дни

Современная психология располагает синдромом «синего чулка», который является последствием невероятно строгого, временами даже излишне властного воспитания, оказываемого со стороны матери или бабушки.

В подобных семьях нередко пропагандируются идеи зацикленности на работе и часто отсутствуют попытки приучения ребенка к уходу за собой.

Также данный синдром может быть обусловлен особенностью характера.

Нередко такие люди ставят работу и достижение определённых целей превыше интересов семьи, любви, красоты и многих других довольно важных для основной массы общества ценностей.

«Словарь символов», написанный Д. Тресиддером, повествует о том, что синяя цветовая гамма ассоциировалась в древности с символом бесконечности и покоя.

В религиозном мире многих святых показывают в разных оттенках синего, отсюда можно сделать вывод о том, что синий цвет преподносится как символ чистоты и спокойствия.

Именно оттенки синего цвета могут символизировать мечтательность, спокойствие и умиротворённость.

Основные версии происхождения необычного фразеологизма:

Интересно то, что историки совместно с лингвистами выделили три основных версии повествующих о том, где и в каком контексте использовалось несколько столетий назад данное словосочетание, что подразумевалось в тогдашнем обществе при упоминании этих слов.

Венецианская теория

Всемирная сеть информирует: данное словосочетание возникло во время существования интеллектуальных кружков (собрания лиц женского и мужского пола, которые занимались научными исследованиями) в Венеции, а синие чулки члены кружков использовали в качестве опознавательного знака.

Спустя несколько лет (в конце XVI века) эта отличительная черта была взята на вооружение клубом «парижских интеллектуалов».

Парижская теория

XVII век ознаменовался тем, что в Париже все чаще создавались организации, где все большую роль играли женщины.

Гюстав Флобер (французский писатель) предполагал и вывел целую теорию об организации «Синие Чулки »: по его мнению там находились лица женского пола, которые увлекались наукой и высокоинтеллектуальными вопросами.

Также можно выделить французское сочетание слов «bas-bleu» из которого предположительно и произошёл данный фразеологизм.

Путём дословного перевода с английского «bluestocking» т.е. «синечулочный» пришло в Британию и во Францию, и приобрело значение негативного оттенка, как и словосочетание «femmes savantes» Мольера, которое можно перевести как «учёные женщины».

Другие источники утверждают, что данный обычай ношения синих чулков относят к салону Мадлен де Скюдери, который находился в то время в Париже.

Подтверждений и опровержений такой трактовке пока не существует.

Английская теория

Многие учёные доказывают что словосочетание «синий чулок» первый раз упоминалось в Англии, где приобрело популярность и стремительно разошлось по всему миру.

Нельзя не упомянуть историю, которая относиться к жизни Бенджамина Стиллингфлита — ученого-ботаника, переводчика и издателя XVIII в.

Именно его близкий друг Леди Монтегю и подруга Э. Веси пользовались данным словосочетанием для обозначения интеллектуалов, с которыми они имели дружеские взаимоотношения.

Позже данный фразеологизм приобрел иное значение и использовался в качестве названия лондонского клуба интеллектуалов.

Рассмотрев историю возникновения и становления фразеологизма «синий чулок», перейдем к последней части данной статьи: последствиям и путям решения проблемы 21-го века, а именно синдрома «синего чулка».

Последствия и решения

На определённом этапе у некоторых людей, страдающих данным недугом, происходит прозрение. Если такое произошло и с вами, следует выбрать один из трех вариантов дальнейших действий:

  1. Продолжать следовать своим идеалам и превратиться в портящего жизнь своему окружению человека, который будет раздражать всех. Если выбрать этот путь, то возрастает вероятность того, что вы скоро будете совсем одиноки;
  2. Решиться на крайний шаг — наверстать упущенные годы, наладить контакты, потерянные в прошлом. Однако не стоит забывать о том, что за столько лет вы, скорее всего, стали асоциальны и опыта общения с окружением у вас нет, что превращает вас в доверчивого человека. Именно этим и воспользуются с большой долей вероятности все другие, не очень хорошие люди;
  3. Принять факта существования данного синдрома и попытаться постепенно изменить свою жизнь, то есть преодолеть данный синдром.

Преодоление синдрома

Для того, чтобы преодолеть синдром, который навязывался многие годы, потребуется не один год, однако существуют целые техники для повышения своей самооценки, общительности и коммуникации.

Также стоит принять свои недостатки и начать нравиться себе. После этого постепенно менять свой внешний вид, свои повадки, свои предпочтения и принципы.

Из-за стеснения и мнения, что это пустая трата времени многие «синие чулки» отказываются от посещения вечеринок, не понимая, что цель похода на вечеринку это получение прекрасного настроения и новых впечатлений.

Синий чулок (неод.) — о женщине, погружённой в книги, умственные занятия, лишённой женственности. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Чулок")

Синий чулок (перевод англ. blue stocking) (презр. устар.) — лишенная женственности сухая педантка, всецело поглощенная книжными, учеными интересами. «Синего чулка в ней не было приметы: не трактовала свысока ученые предметы.» Некрасов. «Не женитесь… ни на психопатках, ни на синих чулках.» Чехов . (Толковый словарь (1935 - 1940 г.) , "Синий")

Применяется в том же значении в английском языке — bluestocking и во французском языке — bas bleu.

Выражение родилось в Англии 1760-х годах в салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718-1800). По одной из версий, самым активным и видным членом этого кружка был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит (англ. Benjamin Stillingfleet) (1702-1771), который всегда носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом черных шелковых. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо - нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка».

Позднее «синим чулком» стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьёй. Есть версия, что кружку леди Монтэгю имя «синие чулки» дал адмирал Эдвард Боскауэн (1711-1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок».

Выражение стало в Англии нарицательным после того, как поэт Джордж Гордон Байрон написал на салон леди Монтэгю сатиру и назвал её «Синие» (англ. The Blues).

Во Франции в XVII веке в Париже тоже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. И для них существовал собственный термин «учёные женщины» (фр. femmes savantes) по названию комедии Мольера «Учёные женщины», высмеивающей «светских лжеученых педантов». Член английского «Общества синих чулок» Анна Мор в иронической поэме «Bas-bleu, или беседа» утверждает, что французское название (фр. bas-bleu) родилось в результате буквального перевода каким-то иностранцем английского bluestocking. В Россию выражение попало из Франции.

Примеры

"Что хорошего быть синим чулком ? Синий чулок ... чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так, середка на половине, ни то ни сё... Ненавижу синих чулков ! Никогда бы не женился на ученой..."

Си́ний чуло́к (англ. bluestocking) - характерное для эпохи Просвещения «насмешливое прозвище учёной женщины, лишённой обаяния и всецело поглощённой книжными интересами» .

В более широком смысле - ироническое обозначение женщины, внешний вид, личные качества, поведение, деятельность, интересы и/или образ жизни которой (либо их проявление в обществе ) в значительной степени не соответствуют фемининному стереотипу о них в её окружении - как правило, считаясь подобающими или положительными для мужчин и неподобающими либо ненормальными для женщин.

Выражение родилось в Англии в 1760-х годах в салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718-1800).


одной из версий, самым активным и видным членом этого кружка был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит (англ. Benjamin Stillingfleet) (1702-1771), который всегда носил синие шерстяные чулки вместо предписанных этикетом чёрных шёлковых. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо - нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка». Позднее «синим чулком» стали называть женщин, которые интересовались литературой и наукой, пренебрегая домом и семьёй.

Есть версия, что кружку леди Монтэгю имя «синие чулки» дал адмирал Эдвард Боскауэн (1711-1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок». Выражение стало в Англии нарицательным после того, как поэт Джордж Гордон Байрон написал на салон леди Монтэгю сатиру и назвал её «Синие» (англ. The Blues).

Во Франции в XVII веке в Париже тоже существовали салоны, в которых заметную роль играли женщины. И для них существовал собственный термин «учёные женщины» (фр. femmes savantes) по названию комедии Мольера «Учёные женщины» , высмеивающей «светских лжеученых педантов».


Синий чулок. - Презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение цитируйте Мольера

Член английского «Общества синих чулок» Анна Мор в иронической поэме «Bas-bleu, или беседа» утверждает, что французское название (фр. bas-bleu) родилось в результате буквального перевода каким-то иностранцем английского bluestocking.

В Россию выражение попало из Франции.

Женщины, синие чулочницы, или красные чулочницы, или женщины политические, парламентарные, департаментские - какие-то выродки, перестающие быть женщиной и неспособные быть мужчиною.

Существует вид женщин, глядя на которых, создается впечатление, что они недотроги. Поэтому и многие мужчины считают наилучшим не рисковать и не стремятся знакомиться с такими. Ведь в ухаживаниях за такими особями противоположного пола они не видят каких-либо утешительных перспектив. Да и личностей таких они рассматривают, скорее, как синий чулок, но уж точно не как объект женственности.

Попытаемся разобраться, каких женщин называют столь устойчивым выражением, какова история происхождения фразеологизма «синий чулок» и что необходимо предпринять, чтоб не удостоиться такого звания.

Фразеологизм «синий чулок». История возникновения

Принято считать, что выражение «синий чулок» зародилось в 1760 году в Великобритании в салоне писательницы Монтегю. Одна из версий гласит о том, что самой активной личностью этого сообщества был один переводчик, ботаник – ученый, писатель Стиллингфлит. Он вместо черных шелковых чулков, ношение которых подразумевалось этикетом, носил синие шерстяные. В случае, если он пропускал салонное заседание, собравшиеся говорили, что не могут начинать без «синего чулка». То есть первым получил такое «звание» мужчина. Позже им начали называть представительниц слабого пола, заинтересованных только наукой и литературой, не считающих нужным заботиться или создавать семью и пр. Вскоре общество начали с иронией именовать как «Общество синего чулка».


В Россию это выражение попало из Франции.

Так, в Париже, в 17 веке были салоны, главную роль в которых играли именно женщины. Они создали термин «ученые женщины». Анна Мор, состоявшая в британском «Обществе синих чулок» в одной из своих иронических поэм утверждала, что французское название зародилось вследствие неправильного и слишком буквального перевода с английского слова «bluestocking».

В одном из произведений Чехова можно встретить такую характеристику особям, называемых «синий чулок»:

«- Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».

Женщина — «синий чулок»

Не будет лишним определиться, каких именно женщин так называют.

Итак, внешне такие люди проявляют себя в строгости и скромности внешнего вида: отсутствие украшений, косметики, пышных причесок, классический стиль одежды, то есть ничего лишнего во внешнем образе. По своему характеру такие женщины довольно-таки ворчливы, часто их можно встретить в унылом настроении, печальными, раздражительными. Если «синий чулок» и слышала что-то о флирте, женских хитростях, кокетстве, то в своей жизни отказывается подобное применять по каким-либо причинам.

Такие женщины готовы отдавать всю себя любимому делу, трудиться, не покладая рук, что значит «синий чулок» имеет положительные качества, которые могут быть оценены по достоинству.

Как ни странно, но и такую необычную, своеобразную женщину способен полюбить мужчина. Обычно «синий чулок» привлекателен для спокойного, зрелого, состоявшегося представителя сильной половины человечества. Он, в первую очередь, ценит глубину внутреннего мира, интеллектуальные способности таких женщин и находит ключи к сердцу женщины с таким сложным характером.

Женщины – «синий чулок» предпочитают проводить большую часть


своего времени в музеях, библиотеках. Если она занята развитием собственного бизнеса, то частенько задерживается допоздна на работе. Подчиненным остается только догадываться о личной жизни этого человека, а некоторые и вовсе догадались об ее отсутствии.

Как не быть синим чулком?

Если вы понимаете, что вам не хватает женственности, уверенности в себе, то одним из способов не быть «синим чулком», является повторение, аффирмаций на самоуверенность. Или же стремитесь к развитию своих коммуникативных навыков как с противоположным полом, так и с людьми в целом. Старайтесь выглядеть женственно, следите за своими жестами, поведением, походкой.

Итак, каждая женщина, не смотря на то, стремится ли она к научным знаниям или предпочитает свободное время проводить, покупая одежду для себя любимой, должна осознавать, что ей необходимо всегда развивать в себе женственность. Ведь это личностная основа любой женщины.

Синий чулок в наши дни

Современная психология располагает синдромом «синего чулка», который является последствием невероятно строгого, временами даже излишне властного воспитания, оказываемого со стороны матери или бабушки.

В подобных семьях нередко пропагандируются идеи зацикленности на работе и часто отсутствуют попытки приучения ребенка к уходу за собой.

Также данный синдром может быть обусловлен особенностью характера.

Нередко такие люди ставят работу и достижение определённых целей превыше интересов семьи, любви, красоты и многих других довольно важных для основной массы общества ценностей.

«Словарь символов», написанный Д. Тресиддером, повествует о том, что синяя цветовая гамма ассоциировалась в древности с символом бесконечности и покоя.

В религиозном мире многих святых показывают в разных оттенках синего, отсюда можно сделать вывод о том, что синий цвет преподносится как символ чистоты и спокойствия.

Именно оттенки синего цвета могут символизировать мечтательность, спокойствие и умиротворённость.

Основные версии происхождения необычного фразеологизма:

Интересно то, что историки совместно с лингвистами выделили три основных версии повествующих о том, где и в каком контексте использовалось несколько столетий назад данное словосочетание, что подразумевалось в тогдашнем обществе при упоминании этих слов.

Венецианская теория

Всемирная сеть информирует: данное словосочетание возникло во время существования интеллектуальных кружков (собрания лиц женского и мужского пола, которые занимались научными исследованиями) в Венеции, а синие чулки члены кружков использовали в качестве опознавательного знака.

Спустя несколько лет (в конце XVI века) эта отличительная черта была взята на вооружение клубом «парижских интеллектуалов».

Парижская теория

XVII век ознаменовался тем, что в Париже все чаще создавались организации, где все большую роль играли женщины.

Гюстав Флобер (французский писатель) предполагал и вывел целую теорию об организации «Синие Чулки »: по его мнению там находились лица женского пола, которые увлекались наукой и высокоинтеллектуальными вопросами.

Также можно выделить французское сочетание слов «bas-bleu» из которого предположительно и произошёл данный фразеологизм.

Путём дословного перевода с английского «bluestocking» т.е. «синечулочный» пришло в Британию и во Францию, и приобрело значение негативного оттенка, как и словосочетание «femmes savantes» Мольера, которое можно перевести как «учёные женщины».

Другие источники утверждают, что данный обычай ношения синих чулков относят к салону Мадлен де Скюдери, который находился в то время в Париже.

Подтверждений и опровержений такой трактовке пока не существует.

Английская теория

Многие учёные доказывают что словосочетание «синий чулок» первый раз упоминалось в Англии, где приобрело популярность и стремительно разошлось по всему миру.


Нельзя не упомянуть историю, которая относиться к жизни Бенджамина Стиллингфлита — ученого-ботаника, переводчика и издателя XVIII в.

Именно его близкий друг Леди Монтегю и подруга Э. Веси пользовались данным словосочетанием для обозначения интеллектуалов, с которыми они имели дружеские взаимоотношения.

Позже данный фразеологизм приобрел иное значение и использовался в качестве названия лондонского клуба интеллектуалов.

Рассмотрев историю возникновения и становления фразеологизма «синий чулок», перейдем к последней части данной статьи: последствиям и путям решения проблемы 21-го века, а именно синдрома «синего чулка».

Последствия и решения

На определённом этапе у некоторых людей, страдающих данным недугом, происходит прозрение. Если такое произошло и с вами, следует выбрать один из трех вариантов дальнейших действий:

  1. Продолжать следовать своим идеалам и превратиться в портящего жизнь своему окружению человека, который будет раздражать всех. Если выбрать этот путь, то возрастает вероятность того, что вы скоро будете совсем одиноки;
  2. Решиться на крайний шаг — наверстать упущенные годы, наладить контакты, потерянные в прошлом. Однако не стоит забывать о том, что за столько лет вы, скорее всего, стали асоциальны и опыта общения с окружением у вас нет, что превращает вас в доверчивого человека. Именно этим и воспользуются с большой долей вероятности все другие, не очень хорошие люди;
  3. Принять факта существования данного синдрома и попытаться постепенно изменить свою жизнь, то есть преодолеть данный синдром.

Преодоление синдрома

Для того, чтобы преодолеть синдром, который навязывался многие годы, потребуется не один год, однако существуют целые техники для повышения своей самооценки, общительности и коммуникации.

Также стоит принять свои недостатки и начать нравиться себе. После этого постепенно менять свой внешний вид, свои повадки, свои предпочтения и принципы.

Из-за стеснения и мнения, что это пустая трата времени многие «синие чулки» отказываются от посещения вечеринок, не понимая, что цель похода на вечеринку это получение прекрасного настроения и новых впечатлений.

Еще больше интересных статей в разделе: Интересно знать

Т. Роулендсон. Карикатура на даму *Bluestocking* | Фото: convolut.ru

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.



*Синие чулки* появились в Англии | Фото: stuffpoint.com

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси – участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750-1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шелковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».


Типичное современное представление о *синем чулке* | Фото: subscribe.ru

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.


Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка *Bluestocking* | Фото: liberallifestyles.com

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством – раньше обсуждение серьезных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вел – это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось все больше.


Элизабет Монтегю | Фото: quotationof.com

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почетное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди – интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».


Ханна Мор | Фото: russian-birmingham.co.uk

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше нее. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.


Т. Роулендсон. Карикатура *Потасовка в клубе Bluestocking*, 1815 | Фото: honisoit.com

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».


*Синий чулок*. Фото Е. Земцова | Фото: photographers.ua

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространенным и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».


Катя Пушкарева – воплощение распространенных стереотипов о *синих чулках* | Фото: fresher.ru

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание. В ХХ в. ситуация не изменилась