Конические шляпы вьетнама. Вьетнамская шляпа нон Вьетнамская коническая шляпа

Вьетнамская шляпа нон.
Вьетнамская шляпа нон &ndash- неотъемлемая часть вьетнамского мужчины и женщины. Этот традиционный вьетнамский головной убор был изображен на старинных вещах - на антикварных барабанах Нгоклу на бронзовом вьетнамском сосуде 2500-3000 лет назад.
Во время истории, существуя в течение различных эр, шляпа нон изменяется и на стиле, и на материале, из которого она сделана. Вначале, когда все же не было никакого инструмента для шитья, шляпа нон была связана. И современная пальмовая шляпа нон, сшита с применением иглы, уже появилась в Железном веке (приблизительно в третьем веке до н.э).
Материал для пальмовой шляпы нон не трудный &ndash- листья пальмы пальметто Sabal, нити от волокон лесного дерева, очень упругие для шитья (теперь используют нейлоновую нить), и бамбук для структуры и обруча. Пальмовые листы собираются, когда они еще зеленые и крепкие, и разглаживаются тряпкой на горячем железном листе. Здесь важно приспособить температуру &ndash- высокая температура делает хрупкие листья, превращая их в желтый, и низкая температура делает листья, гладкие только первоначально, тогда они снова становятся прочными. После глаженья листья держатся на огне горящей серы, что бы листья лучше отбеливались и защищали их от деформации формы и различных насекомых.
Для изготовления структуры и обруча шляпы нон пальмовые стволы пропитываются составом, бамбук пропитывается дымом и становится устойчивым против природы и насекомых. В деревне Чуонг (район Тхэниоей, Ханой), известный производством качественных шляп, готовят структуру шляпы нон от 16 обручей. Красота шляпы нон очень во многих отношениях зависит от умелых рук владельца. Когда шитье шляпы нон должно сделать равные петли, одного размера. Обычно нити для шляпы нон, имеют различные длины, и они соединяются между собой при шитье. Квалифицированный владелец может скрыть узлы связи нитей так, чтобы в шляпе рассмотрели, мы видим только красивые, равные петли шитья.
Вьетнамцы заботятся о шляпе нон, украшая их, с части внутренней, духовной жизни. Иногда имеется маленькое круглое карманное зеркало наверху конуса шляпы &ndash- для секретного обзора, наблюдая точность появления. Иногда владельцы шляпы нон помещают различные образцы, картины или лирическое, которое видимо только в представлении о шляпе нон против солнца на пальмовых листах &ndash- таким шляпам, дали имя "шляпа - стихотворение".
В фольклорных танцах со шляпами нон, выполненными девочками в изящном аозай, всегда выставочная нежность и мягкость вьетнамских женщин.
Вьетнамская коническая шляпа нон
Пальмовую шляпу нон считают неотъемлемой часть традиционного головного убора вьетнамской женщины и мужчины. Шляпа нон может принять различные формы &ndash- форма конуса, с широкой пустотой или немного более тонкая &ndash- для укрытия человека от дождя и защиты от палящего тропического солнца. Купить шляпу нон для защиты от плохой погоды. Шляпа нон украсит любого, благодоря своему универсальному размеру

Один из самых запоминающихся образов Вьетнама – нон – шляпа конической формы из пальмовых листьев. К слову, вьетнамцы с древних времен использовали разнообразные головные уборы – другой формы и из других растительных материалов. Но именно шляпа нон стала самой популярной в стране и в мире.

Особенности конструкции

Нон – экологически чистый головной убор, созданный исключительно их природных материалов. Используются пальмовые листья, высушенные добела тропическим жарким солнцем, и бамбуковые прутья, обработанные специальным образом.

Из невероятно прочных и одновременно гибких прутьев изготавливают кольца различные по диаметру. Это каркас будущей шляпы. Для одного головного убора требуется минимум 15 таких колец с постепенно сужающимся диаметром: от самого большого диаметром в 40 см до самого маленького ободка диаметром в 4 см.

Поверх колец накладываются пальмовые листья и затем сшиваются нитками, изготовленными также из натуральных волокон. Современные масштабные производства по изготовлению шляп нонов используют тонкую леску.
Размер вьетнамских шляп – единый универсальный, выработанный на протяжении веков.

Многофункциональная шляпа

Вьетнамское изобретение – шляпа нон – многофункциональный головной убор. Главное предназначение нона – защита головы человека от палящего солнца и тропического дождя. В душную погоду она служит вполне эффективным опахалом.

На этом функции удивительной вьетнамской шляпы не заканчиваются.

Время от времени вьетнамцы используют нон как посуду для еды или тару для фруктов. Головной убор из качественных материалов великолепно удерживает воду. Поэтому его можно применить в качестве черпака – для того чтоб умыться-освежиться на берегу водоема или утолить жажду, зачерпнув из кристально чистого горного потока.

Натуральные вьетнамские шляпы широко используют интерьерные дизайнеры для украшения помещений. А предметы, стилизованные под нон, используются в культурологических инсталляциях. Во многих национальных парках Вьетнама установлены фонари, имитирующие по форме легендарную коническую шляпу.

Любопытные факты использования шляпы-конуса дошли из 1980-х. В годы послевоенного дефицита товаров народного потребления вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. Поскольку персональный нон воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы запросто оставляли шляпу вместо себя «держать очередь», когда самим требовалось куда-то отойти.

Из сферы духовной

Утилитарные цели – не единственная сфера использования уникального головного убора. Например, при помощи шляпы нон чиновники разработали специальную систему условных знаков и обменивались ними во время публичных встреч.

Вьетнамцы знают более романтичные и возвышенные способы применения чудесной шляпы. Вьетнамские юноши, например, эффектно ее задействуют для признаний возлюбленным в своих чувствах. На этот случай готовят особый нон – поэтический. Его необычность в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки-стихотворения – собственного сочинения или известные цитаты знаменитостей.

В современном Вьетнаме нон не утратил своей популярности. Островерхие шляпы-конусы в повседневном обиходе у провинциальных жителей – мужчин и женщин, стариков и юнцов, крестьян и горожан. В крупных городах шляпы чаще носят иностранные туристы.

Часто головной убор является визитной карточкой страны. При слове «Вьетнам» сразу же представляются зелёные поля и крестьяне в оригинальных светлых головных уборах, собирающие рис. Как называется шляпа, которая испокон веков защищала трудолюбивых вьетнамцев от солнца и дождя и продолжает это делать по сей день – об этом в нашей статье.

Конический головной убор, сделанный из высушенной травы или листьев пальмы, называется нон. Материалом для плетения выступают широкие листья тропических растений, которые жаркое солнце высушивает добела и обработанные прутья из бамбука. На голове надёжно фиксируется шелковой лентой.

Есть две разновидности подобных уборов:

  • Нон ла – шляпа-лист, самая распространённая модель.
  • Нон бай тхо – шляпа-стихотворение. Называется так, потому что на поверхность снаружи мастер наносит стихи, которые можно увидеть только на просвет.

Важно! Разновидности шляпы нон не только конические, распространённая на севере страны нон куаи тхао – плоская, с небольшими полями.

Плетут нон ла только вручную и квалификация мастера должна быть высокой, иначе огрехи будут видны всем. Некоторые деревни живут этим промыслом. Дети учатся у родителей чистить, высушивать, прессовать, раскладывать, сшивать листья. Вкратце процесс можно представить так:

  • сбор зелёных пальмовых листьев;
  • проглаживание их на разогретом металле;
  • обработка горящей серой против плесени, насекомых и для закрепления белого цвета сырья;
  • соединение 16 обручей из бамбука для каркаса шляпы;
  • поэтапное размещение листьев на нём и сшивание их прочной нитью.

Вьетнамский головной убор всегда выглядит так, словно его касалась не человеческая рука, а неведомый волшебник создал подобное совершенство. Стежки ровные и выверенные, узлов соединений никогда не видно, форма нон ла и длина полей идеальны.

Справка! Подобные шляпы есть и в других азиатских странах: Китае, Корее, Японии, Камбодже. Называются он по-разному, но коническая форма едина для всех разновидностей.

История возникновения

Появление шляпы оригинального фасона связано со старинной легендой. Она повествует о некой женщине, высокой и прекрасной, которая появлялась в разных поселениях. Природа благоприятствовала странствиям: при её приближении вместо туч и дождя сразу же устанавливалась замечательная погода. На голове у неё была чудесная шляпка, состоящая из листьев и бамбука.

Вьетнамцы научились у неё возделыванию полей, выращиванию деревьев, овощей и фруктов. Наступил момент, когда женщина перестала появляться, она исчезла, и никто не знал, почему это произошло. Но все были уверены, что волшебница теперь в раю. Для защиты от жары и ненастья, от невзгод и болезней жители страны стали делать такие же шляпы, как у их покровительницы. Вера в их чудодейственную силу живёт в народе до сих пор.

Азиатская шляпа в наше время

Нон ла удобна, практична и выручает во многих жизненных ситуациях:

  • защитит от палящего солнца;
  • послужит зонтиком в дождь;
  • замаскирует зеркальце на внутренней стороне шляпы у некоторых девушек;
  • используется как корзина для фруктов и овощей;
  • после погружения в воду, чуть отжатая, будет охлаждать от жары;
  • станет при необходимости ёмкостью для переноса воды.

До сих пор подавляющее большинство населения хранит верность национальному головному убору. Конечно, вьетнамская шляпа дорога прежде всего жителям провинций. Стар и млад в городках и сёлах ходят в нон ла. Молодые люди используют её для признаний в любви – в подаренной шляпе девушка найдёт записки и стихи, или для любимой сразу же приобретается нон бай тхо с романтическими строками. Молодёжь крупных городов одевается по-другому. Национальный головной убор надевается в дни праздников или на свидания. Ведь в нём так удобно прятаться от взглядов прохожих при поцелуе.

Туристы всегда с удовольствием приобретают нон ла и привозят из поездок в качестве сувениров. Оригинальные головные уборы вдохновляют дизайнеров на использование этих предметов в интерьере и создание стилизованных больших и малых светильников.

Эрих Мария Ремарк когда-то сказал: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов". Во Вьетнаме не нужно задумываться, какую шляпу надеть, и подходит ли она к лицу. Разумеется, азиатскую, в форме конуса, без которой, собственно, Вьетнам трудно себе представить.


Однажды, как гласит легенда, гигантский дождь потопом сошел на землю, заливая все вокруг. Сжалившись над людьми, с небес спустился посланец, чтобы попытаться развеять облака и прекратить ливень. Это была огромная богиня с закрученными вокруг головы листьями, связанными бамбуковыми палками. Она долго оставалась с людьми, укрывая их своей головой от низвергающегося ливня. Но вот однажды люди задремали, а когда проснулись, то богини не увидели, та возвратилась на небеса. Люди, вспомнив, что голова посланца всегда оставалась сухой, пошли в лес, чтобы собрать широкие и круглые листья, которые сшили на бамбуковой рамке. Так появилась шляпа, ставшая защитой от дождя и палящего солнца…

Родиной азиатских конических шляп считается Восточная и Юго-Восточная Азия - Вьетнам, Китай, Корея. Япония. Скорее всего, во Вьетнам они попали из Китая (хотя с точностью утверждать не берусь) с продвижением китайской экспансии на юг, внедрившись в повседневную жизнь вьетнамцев. С виду похожи, но называются по-разному. В Китае - du lì, в Японии – sugegasa, в Корее - satgat, а во Вьетнаме - nоn lа (нон), что означает шляпа-лист.

Само название вьетнамской уже говорит о том, что изготавливают шляпы из плотных пальмовых листьев. В условиях муссонных дождей и безжалостного солнца такие абсолютно незаменимы как для крестьянина, вкалывающего на рисовых полях, или рыбака на реке, так и жителя суетливого города. А еще можно охладиться, погрузив шляпу в воду, и затем снова ее надеть. Или воспользоваться как ручным вентилятором-опахалом. Или превратить в небольшой контейнер, поместив туда фрукты и овощи. Или скрыть поцелуй, укрывшись завесой от любопытных глаз. Да и вообще удобно оставаться неузнанным под тенью полей укромной крыши, незаметно наблюдая за происходящим вокруг, или спокойно себе дремать.

В стародавние времена «нон» носили только мужчины, сейчас - в основном женщины. Во всяком случае, мужчины в шляпах практически не попадались. И по форме шляпы отличаются друг от друга. Мужская не такая широкая, с небольшим набалдашником в виде башенки наверху. В разное время существовало свыше 50 разновидностей - для взрослых, детей, солдат, монахов и даже носящих траур. Еще шляпы различают по высоте и диаметру.

Считается, что ныне 80% населения Вьетнама не изменяет старым традициям, водружая «нон» на свою голову. Да и иностранные туристы не прочь приобрести недорогой, за пару-другую долларов, экзотический убор. Авось на садовом участке пригодится. Только вот транспортировать хлопотно, ни в один чемодан не помещается. А в России уже попадалось предложение купить за 1500 рублей.

Существует несколько разновидностей nоn lа. Кроме традиционной формы конуса, «нон» может быть в виде плоской шляпы с маленькими полями – "нон куаи тхао" (nоn quai thao), традиционной для северной части Вьетнама. Но самые лучшие шляпы, как считается, делают в древней столице Вьетнама – городе Хюэ. Это шляпа «нон баи тхо» (nоn bаi thо) или "поэтические лист", на которой сверху размещают рисунки и стихотворные строчки, видимые на просвет снизу.

Местом зарождения искусства изготовления таких шляп считают деревню Тэйхо, недалеко от Хюэ. Как делают эти шляпы, мы наблюдали недалеко от гробницы императора Ты Дык под Хюэ, где местные умельцы изготавливают не только эти головные уборы, но и знаменитые ароматные палочки, те самые, что потом несут в храмы по всему Вьетнаму.

Плетение шляп "нон" - настоящее искусство. Сначала нужно тщательно подготовить пальмовые листья - нарезать, просушить и пропитать их чуть ли не утренней росой. И лишь затем, прогладив, переплетают их на раме из тонкого бамбука и сшивают шелковой ниткой. Для «поэтического листа» существует особая технология подготовки. О мастерстве изготавливающей шляпу мастерицы судят по плотности прилегания листьев друг к другу, отсутствии видимых узлов, тонкости наносимых на листья стежков и округлости обода.

Каждый убор снабжается лентой, придерживающей шляпу на голове. Лучше всего, когда лента сделана из натурального материала, тогда подбородок не чешется. Такая лента, особенно разноцветная, очень украшает не только убор, но и самого обладателя шляпой. Зачастую вместо ленты многие прикрепляют небольшой платок, который используют как повязку, прикрывающую лицо.

И это, наверное, не все, что можно рассказать об удивительной вьетнамской шляпе.

Если вам повезет побывать во Вьетнаме, обратите внимание на то, как выглядит вьетнамская шляпа – это головной убор, который создается из листьев пальмы. Он не просто удобен, но и еще помогает укрыть лицо как от дождя, так и от солнца. Первая такая шляпа появилась более, чем 3000 лет назад. Но, несмотря на эволюцию человечества, такой головной убор до сих пор остается популярным.

Многие девушки уделяют немало внимания своей шляпке, относятся к ней очень аккуратно, как к украшению. В моделях возможно даже крепление небольшого зеркала на внутреннюю часть аксессуара.

Шляпа «нон», как еще называют такого рода модели, создается из листьев веерной . Такие головные уборы славятся своей красотой, необычайной прочностью и изящностью. Обычно их подразделяют на три вида:

  • самая обычная шляпа «ла-ке»;
  • «шляпы со стихами»;
  • трехслойные шляпы.
В чем секрет аксессуара?

После того как вы узнали, какое название носит вьетнамская шляпа, стоит узнать о секретах ее создания.

Сперва проводят сбор листьев пальмы в тот момент, когда они еще зеленые. После материал разглаживают на горячем листе железа, окуривают специальной горящей серой, чтобы минимизировать воздействие насекомых и плесени. Каркасом для шляпы выступают веточки бамбука.

Качество такого изделия будет зависеть от квалификации мастера. Во время работы важно делать ровные петли на шапке, прятать узлы от нитей. Качественная модель будет красиво переливаться и блестеть на солнце, но внутри нее вы не увидите ни одного отверстия. Швы не будут иметь неровностей и выпуклостей.

Максимум времени во время создания модели будет уделяться так называемой «шляпе со стихами». Это связано с особым методом обработки, ведь для головного убора используются специальные листья дерева «ксан».