Методика проведения умывания у детей ясельной группы. Прием детей, умывание, кормление. Если воспитателя перебивают

Виктория Жихарева
Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста .

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы .

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует :

Своевременность приема пищи;

Своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

Соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице .

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы :

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы .

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе . Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов .

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм , всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса . Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления .

Процесс кормления - это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние : сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой) .

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды : есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам . Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка : правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.

1. Как происходит умывание детей? Все дети заходят в умывальник или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

Обед, завтрак, полдник

1. Начало в соответствии с режимом.

2. Сервировка стола.

3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

4. Сколько длится завтрак, обед полдник?

1. Продолжительность, соответствие режиму, организа­ция перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть (да, нет, почему?).

Сбор на прогулку

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, береж­ное отношение к одежде?

Прогулка

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

Организация сна

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

1. Как организован процесс просыпания детей?

2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

Приложение № 4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ

КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

УМЕНИЕ НЕ КРОШИТЬ ХЛЕБ

УМЕНИЕ НЕ ПРОЛИ­ВАТЬ ПИЩУ

УМЕНИЕ ПЕРЕЖЕ­ВЫВАТЬ ПИЩУ

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ

УМЕНИЕ ПОЛОС­КАТЬ РОТ

САЛФЕТКОЙ

Примечание. Слева пишется список детей и баллы:

5 - отлично; 4 - хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 - плохо сформированные навыки.

Приложение № 5

Рекомендации к анализу плана работы воспитаеля и к педагогическим наблюдениям за деятельностью воспитателя и детей с детьми в детском саду по проведению режимных моментов в 1-ю половину дня

Прием детей

При планировании работы в дневнике по практике указать, где будет осуществляться прием детей: в группе или на участке. Раскрыть содержание воспитательно-образовательной работы.

Во время утреннего приема создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).

Обратить внимание на внешний вид детей, на то, что пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную дея­тельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруд­нении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить и играющим детям, уточнить с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятель­ности детей.

Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с отдельными детьми

В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет Вами проводиться, с указанием названия и цели деятельности.

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходи­мо указать тему и цель.

Например: с группой детей (указать каких) рассмотреть их одежду. Уточнить знания детей на­звания одежды, материал, цвет, отдельные детали. Спросить кто сшил им костюм, платье.

Организовать с детьми беседу об их семье.

Поговорить с детьми (воспитатель должен указать тему и цель разговора).

Примерная тематика: знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат (с кем бы ты хотел дружить? Почему?) О растениях, о животных, о временах года, об общественных событиях (празднике).

Организовать игру с разборными игрушками «Собери матрешек», «Собери пирамидки». Цель: учить детей разли­чать предметы по величине, цвету.

Поиграть с детьми в игру средней подвижности, поуп­ражнять детей в ловкости, меткости, развивать у детей ко­ординацию движений.

Группе детей показать несколько игрушек, сделанных из бумаги (назвать).

Цель: воспитание у детей умения делать не­сложные игрушки.

Проведение утренней гимнастики (в плане записывается комплекс утренней гимнастики).

Организация умывания постепенно, небольшими груп­пами. Перед тем как дети пойдут умываться объясню детям (Напомню, уточню с детьми) правила поведения. Перед на­чалом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжи­мать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умы­вальной комнате чистоту и порядок.

В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответ­ствующие замечания, оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным поло­тенцем, аккуратно вешали его на свое место.

В процессе умывания уточнить с детьми название умы­вальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина...), цвет, форму, материал (из чего сделана мыль­ница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, руководствоваться

Программой воспитания и учитывать особен­ность развития детей данной группы.

Поэтому необходимо заранее все обговорить с воспитателем и правильно опре­делить в плане те или иные методические приемы: объяс­нение и показ отдельных действий умывания, напомина­ния, указания, оценка действий детей, практическая по­мощь, использование потешек, стихотворений (коротких), загадывание загадок, контроль за действием детей (внести куклу, мишку, другие игрушки).

Завтрак

В плане можно отразить следующую работу: обратить вни­мание как накрыть столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительное настроение к еде.

В процессе еды постоянное следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, доби­ваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (см. «Программу воспитания в детском саду») и согла­суйте их с воспитателем. Занятие проводит воспитатель.

Подготовка к прогулке

В плане работы необходимо наметь содержание и мето­дику работы с детьми по воспитанию у них навыков пра­вильного и самостоятельного одевания и культуры поведе­ния (взаимоотношения). См. Программу воспитания в дет­ском саду по возрастным группам.

Дать детям установку на предстоящую деятельность.

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем как дети пойдут одеваться объясню, напомню, уточню с деть­ми правила поведения в раздевальной комнате. Создам удоб­ную обстановку для самостоятельного одевания детей, про­слежу, чтобы каждый ребенок сел рядом около своего шкафчика (на банкетку или стул), буду следить за тем, что­бы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее посте­пенно, по мере последовательности одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определенной пос­ледовательности, самостоятельно (объясню, напомню, уточ­ню с детьми последовательность одевания). Сначала надодостать из шкафчика и надеть (рейтузы, колготы, затем сви­тер, кофту, платок, шапку), в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф. Убрать свою обувь в шкаф. Воспи­тывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «по­жалуйста», «спасибо», «извините».

Примечание: по мере того, как большинство детей оде­нутся выведу их на прогулку. Перед выходом обращу вни­мание детей на их внешний вид.

Примечание: в план воспитательной работы можно включить и об­разовательные задачи В процессе одевания поддерживать с детьми раз­говор с целью уточнения и закрепления названии одежды, ее назна­чение, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизи­ровать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завя­зывать назад-вперед, левый-правый сапог, ботинок).

Прогулка

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятельности, которую вы организуете. Эту деятель­ность необходимо согласовать с воспитателем. В плане за­писываете не только название деятельности. Но и педаго­гическую задачу, которую вы будете решать в процессе ру­ководства той или иной деятельностью. Необходимо серьезно продумать методику руководства деятельности детей. В пла­не надо указать какие виды игрушек, какой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр детей, трудовой деятельности. Необходимо указать в плане последователь­ность, но при этом необходимо помнить, что последова­тельность содержания видов деятельности на прогулке за­висит от предыдущей деятельности (т.е. от занятий), от со­стояния погоды, от интереса детей, от индивидуальных особенностей детей.

Организация прогулки. Организовать интересную, разно­образную и содержательную деятельность детей на прогул­ке (см. рекомендации перечня видов деятельности на про­гулке). Выйдя с детьми на участок, познакомить детей с на­личием игрушек. Уточнить с детьми с кем и во что дети хотели бы поиграть, напомнить детям о правилах игры.

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следит за сменой де­ятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не пе­регревались (см. Программу...).

Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборкеучастка (указать содержание труда), т.е. что дети будут де­лать и педагогическую задачу. Группе детей дать трудовое поручение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать. См. разработку планирования наблюдения на прогулке). Необходимо помнить, что за 30 мин. до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную, деятельность. Здесь можно провести наблюдение, словесные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки, проконтролировать, чтобы все иг­рушки дети убрали на место. Дать детям указание на пред­стоящую деятельность. Напомнить детям, что при входе в помещение детского сада, надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате буду следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самосто­ятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все дети разденутся проверю, как дети выполнили ука­зания воспитателя, дам оценку детям, при необходимости предложу ребенку навести порядок в шкафу.

Подготовка к обеду

Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, т.к. она проводится так же, как и ра­бота во время подготовки к завтраку и во время завтрака (это надо согласовать с воспитателем и методистом).

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети за­сиживались за столом. Проследить (напомнить детям), что­бы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

Подготовка в дневному сну

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, что­бы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, до­биваться тишины, дисциплинированности. Создавать спо­койную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положи­тельное отношение ко сну.

Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, ис­пользуя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания.

Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Детям предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.

Приложение № 6

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

Смыть мыло водой;

Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

Перед ребенком должно находится только одно блюдо;

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

Не допускать громких разговоров и звучания музыки;

Не допускать понуканий, поторапливания детей;

Не допускать насильного кормления детей;

Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

Не разговаривать во время еды;

Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

Правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

Снимают обувь;

Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

Шорты помещают на сиденье стула;

Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

Все навыки формируются постепенно;

Лучший пример для подражания - взрослый;

У ребенка есть свои вкусы и привычки;

В игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

Необоснованного поторапливания и одергивания детей;

Публичного осуждения ребенка за неумение;

Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Ирина Сеничева
Развитие навыков самообслуживания у детей ясельной группы

Цель : выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры) у детей ясельной группы

Актуальность :

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей ясельного возраста .

2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями) .

3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей ясельной группы навыков самообслуживания .

Прогнозируемый результат :

Овладение навыками самообслуживания детьми ясельной группы ;

Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию навыков самообслуживания у детей ясельной группы .

Этапы самообразования :

1 этап - изучение научной и учебно-методической литературы

2 этап - формирование опыта по теме, внедрение в практику

3 этап – представление опыта по теме

Перспективный план работы

Режимные моменты Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Октябрь – ноябрь - декабрь

Питание Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладушки,ладушки» , «Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Рассматривание и беседа по картинкам : «Дети моют руки» , «Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

«Оденем куклу Машу на прогулку» , «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая» , «В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились» , «Разложи одежду по местам»

Январь – февраль - март

Дид. игра «Накормим куклу Машу» , «Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи» , «Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» , Игровая ситуация : «Мы обедаем» . Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Занятие «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок : «Дети купаются» .

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра : «Парикмахерская»

Одевание - раздевание Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра : "Хитрые башмачки"

Занятие : «Застегни и зашнуруй» .

Дидактическое упражнение : «Уложим куклу Олю спать» .

Апрель – май - июнь

Питание Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки : «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке : «Накроем столик для кукол» , «Кукла Катя пьёт чай» .

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей »

Умывание и навыки опрятности Дид . игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносики Дидактическое упражнение : «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем» .

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра : «Купаем куклу Катю» . Рассматривание сюжетных картинок.

Одевание - раздевание Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку» .

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек : «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года) .

Июль – август - сентябрь

Питание Дид. игры «Что нужно кукле!» «Обед у кукол» Дид. упр-е «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Игровые ситуация :

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дид. упр. «Как я умею аккуратно кушать» Беседы с родителями :

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Умывание и навыки опрятности Рассматривание картинок : «Девочка чумазая» , «Девочка аккуратная» .

Игра-ситуация «Вымой кукле руки» , «Умывалочка» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая» . Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» . Дидактическая игра : «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета) . Дид. игра «Куклы в гостях у детей »

«Расти, коса, до пояса»

Одевание - раздевание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешки : «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять» Дид. игра «Кукла Оля проснулась» Игровая ситуация «Я одеваться сам могу»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Ирина Колосова
Режимный момент «Умывание»

Цель : Формирование у детей культурно-гигиенические навыки.

Задачи: - учить детей правильно называть предметы туалета;

Развивать умение вести диалог с педагогом;

Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

Обогащать словарный запас: душистое, гладкое, мягкое;

Активизировать в речи детей слова обозначающие действие:

умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки;

Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Беседы о назначении мыла; знакомство с водой и её свойством; рассматривание сюжетных картинок с изображением предметов используемых для умывания; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Купание кукол»; разучивание новых малоподвижных игр: «Мы проснулись…», «Умывалочка» (зайка серый умывается,видно в гости собирается). Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение стихотворений «Мойдодыр»- К. Чуковский,

«Девочка чумазая» - А. Барто.

Оборудование:

мешочек, мыло в мыльнице, полотенце, тазик, лейка с водой.

Ход деятельности:

(Дети с воспитателем входят в группу.)

Воспитатель: ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Ребятки, какие вы у меня чистые, опрятные.

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.

(Воспитатель предлагает детям немного поиграть) Воспитатель показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.

Мы проснулись рано утром (шагают на месте)

Потянулись (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх,

Чтобы сон ушёл – зевнули,

Головой слегка тряхнули (наклоны головой влево – вправо).

Разбудил нас бег на месте,

К ванне побежали вместе (пружинка).

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались,

Причесались аккуратно (гладят ладонями голову)

Приоделись все опрятно.

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Вот какие молодцы!

А сейчас присаживайтесь на стульчики. (стук в дверь)

(Воспитатель в группу вносит куклу Кристину-чумазую)

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: кукла Кристина.

Воспитатель: Она пришла к нам за помощью. Чтобы мы с вами научили её умываться.

Кукла Кристина принесла с собой мешочек. Давайте посмотрим, что в нём лежит (мыло в мыльнице, полотенце)

Ребята посмотрите, что это (мыло)

Потешка: Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чём не беспокойся.

Мыло не кусается,

Просто умывается.

Воспитатель: потрогайте, его какое оно гладкое, понюхайте его, оно пахнет, душистое.

А вы знаете ребята, для чего мыло нужно?

Дети : чтобы мыть руки.

Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь и уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.

Ой, а здесь ещё, что-то лежит (полотенце)

Потрогайте его, какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?

Дети: чтобы вытираться.

Воспитатель : Ребята, научим куклу Кристину умываться?

Дети: Да.

Воспитатель : А, что нам нужно, чтобы умыть куклу (на столе стоит: таз, лейка с водой, мыло в мыльнице, полотенце).

(Воспитатель замечает, что у куклы длинный рукав на кофточке.)

Воспитатель : Ребята, что мы должны сделать, чтобы не намочить рукава?

Дети: закатать рукава.

Воспитатель : Правильно, нужно закатать рукава.

(приглашает ребёнка, на котором показывает как закатывают рукава, затем ребёнок показывает на кукле.)

Потешка : Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит!

Воспитатель : Ну вот рукава закатали, а теперь на пальчиках покажем как надо мыть руки.

Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)

Брызги- вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым,

Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)

(Воспитатель продолжает умывание куклы)

Воспитатель : Сначало смочим руки водой, потом намылим руки мылом, и потрём одну ладошку о другую.

Потешка: Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Затем смоем пену водой и не забудем про лицо. Умываем лицо.

Потешка: Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток

И хорошо кушал зубок.

А теперь нужно лицо и руки вытереть полотенцем

Ручки будем вытирать.

Воспитатель: Ну вот кукла Кристина, мы с ребятами показали как нужно умываться вытираться полотенцем. Полотенце должно быть у каждого своё.

(кукла благодарит детей и оставляет угощение.)

Итог:

Воспитатель: Молодцы ребята, научили куклу умываться. Если мы будем всегда мыть руки с мылом, то мы с вами будем здоровыми:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть.

Публикации по теме:

Конспект деятельности (режимный момент) «Одеваемся на прогулку вместе с Машей» Одеваемся на прогулку вместе с Машей Цель: Создать условия для развития навыков самообслуживания. Задачи: 1. Обеспечить своевременный сбор.

Конспект игровой деятельности «Умывание куклы Кати» Конспект игровой деятельности во 2-й группе раннего возраста «Умывание куклы Кати». Воспитатель: Безрукова Светлана Анатольевна. Цель:закрепить.

(средняя группа) Подготовила: воспитатель Перехватова Н. А. МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» с. Донское Режимный.

Конспект открытого мероприятия «Режимный момент «Подготовка к обеду, обед» (средняя группа) Подготовила: воспитатель Борисюк В. В. МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Режимный момент – Подготовка детей к обеду. Интеграция.

Конспект режимного момента «Умывание. Завтрак» Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. Активная образовательная.